В VII - VI веках до н. э. правил Римом пятый царь Луций Тарквиний Приск, называемый еще Тарквинием Древним. Хоть и давно это было, но существование данного человека в истории признаётся большинством современных историков. Сохранился перечень деяний за время его долгого, более тридцати лет, правления.
Одной из важных заслуг было то, что Тарквиний занялся благоустройством Рима. При нём был построен Храм Юпитера Капитолийского, выстроена для осушения болота между Палатином и Капитолием Клоака Максима, и на этом месте построен Форум и Большой Цирк.
Но ни дно крупное действие в те времена не совершалось без совета с авгуром, выполнявшим официальные государственные гадания для предсказания исхода тех или иных мероприятий.
Самым знамениты во время правления Тарквиния был авгур Атт Навий. Но прежде, чем испросить совета авгура о своевременности благоустраивать Рим, решил царь испытать Атта Навия.
Момент испытания и изобразил на своей картине итальянский художник Себастьяно Риччи (1659-1734).
Цицерон в труде "О дивинации" рассказывает об этом случае так. Решил Тарквиний испытать Атта Навия, спросив: исполнится ли то, что он пожелал? На это Атт ответил положительно. Тогда Тарквиний сказал, что желал, чтобы бритва разрезала камень, и Атт Навий разрезал камень бритвой, после чего и царь стал пользоваться услугами авгура.
А ведь вначале Тарквиний был уверен, что задумал невыполнимое. Вон как на картине скептически смотрит на авгура сверху вниз.
А вот Атт Навий полностью уверен в своих действиях.
Пилит по камню своим лезвием да улыбается.
Почему же авгур так уверен в том, что бритва разрежет камень? Да потому что погадал по полету птиц. А что он предскажет, тому так и быть. Выпущенные авгуром птицы, видать, полетели в нужном направлении.
На этом можно было бы и закончить рассказ о картине Себастьяно Риччи. Но все в ней не так просто.
Нельзя забывать в какое время была создана картина. Тогда церковью не очень-то приветствовались разные гадания. Пусть они и происходили за много веков до этого. А все равно шли против правил церкви.
И чтобы смягчить негатив, художник применил уловку, добавив в картину на античную тему, христианские мотивы. Тем самым сообщая, что все решает не полет птиц, а воля Бога.
И как это сделано? Второстепенными деталями, добавленными на картину.
Группа в правой части картины, на первый взгляд совсем неуместная, очень уж напоминает Святое Семейство.
Палец Атта Навия направлен вверх. Этот жест часто изображается на религиозных полотнах.
Да и сам Атт Навий больше похож на библейского пророка, чем на древнеримского авгура.
А что делать? Историческая правда одно, а свое благополучие ближе.