10,2K подписчиков

Еще один позабытый художник с трагическим финалом жизни

672 прочитали
"В избе", Н.Л. Эллерт, 1890-е. Литературный музей, Москва.
"В избе", Н.Л. Эллерт, 1890-е. Литературный музей, Москва.

Позабыт он, конечно, в нынешнее время, а при жизни Николай Людвигович Эллерт был более известен. Судя по фамилии и отчеству нашего сегодняшнего героя, он явно имел немецкие корни, но вот данных о том, где именно он родился нет, но есть год - 1845-ый и то, что он был выходцем из дворянской семьи.

До того, как поступить в Московское училище живописи и ваяния он брал частные уроки у Льва Каменева, о котором я вам как-то уже рассказывал, основываясь на воспоминаниях Константина Коровина:

Причем влияние Каменева явно было немалым на своего ученика, потому как на одном из аукционов я обнаружил картину Эллерта, которая очень напоминает работы его учителя:

"Вид на Саввино-Сторожевский монастырь", Н.Л. Эллерт, 1880-1890-е гг. Частное собрание.
"Вид на Саввино-Сторожевский монастырь", Н.Л. Эллерт, 1880-1890-е гг. Частное собрание.

Любопытно, что когда Эллерт обучался вольнослушателем в Училище живописи и ваяния (в том числе в пейзажном классе Алексея Саврасова), на него обратил внимание известный коллекционер Павел Третьяков, отмечая его в одном из своих писем 1880 года:

На сегодня в Московском училище есть несколько талантливых учеников по пейзажу: Светославский, Элерт, Левитан...
"Осень", Н.Л. Эллерт, 1890-е. Дальневосточный художественный музей.
"Осень", Н.Л. Эллерт, 1890-е. Дальневосточный художественный музей.
"Пейзаж с рекой", Н.Л. Эллерт, 1890-е. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой", Н.Л. Эллерт, 1890-е. Частное собрание.

Учитывая такую лестную характеристику, неудивительно, что меценат приобретет картину "Табун", с которой Эллерт закончил свое обучение, получив большую серебряную медаль (максимальную награду Училища). После окончания обучения художник проживал в Москве, писал пейзажи, натюрморты и анималистические офорты - очевидно, что изображения зверей весьма неплохо давались художнику:

"Ночное (Табун)", Н.Л. Эллерт, 1883. Третьяковская галерея, Москва.
"Ночное (Табун)", Н.Л. Эллерт, 1883. Третьяковская галерея, Москва.

Кроме того, что художник участвовал в работе Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, выставляя там свои картины, он еще и участвовал в выставках Товарищества передвижников.

Нужно отметить, что до всего этого Эллерт начинал работать как художник-декоратор: к примеру, есть данные о том, что он руководил устройством сцены Казанского городского театра, после того как тот был уничтожен пожаром в конце 1874 года. В дальнейшем он не отказался от этой своей деятельности и неоднократно принимал участие в постановках петербургского Александринского театра, а также Большого и Малого театров в Москве.

"Перед грозой", Н.Л. Эллерт. Третьяковская галерея, Москва.
"Перед грозой", Н.Л. Эллерт. Третьяковская галерея, Москва.
"Шипиловская плотина", Н.Л. Эллерт, 1885. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
"Шипиловская плотина", Н.Л. Эллерт, 1885. Музей-заповедник В.Д. Поленова.

К сожалению, произведения Эллерта довольно редки в музейных собраниях страны, но я постарался найти для вас максимальное количество репродукций картин живописца. В Калужском музее есть одна из, скорее всего, последних работ художника, датируемая 1896 годом, где мы видим погожий летний денек и удивленную крестьянку, которая смотрит на промчавшегося мимо нее велосипедиста:

"Облачный день", Н.Л. Эллерт, 1896. Калужский музей изобразительных искусств.
"Облачный день", Н.Л. Эллерт, 1896. Калужский музей изобразительных искусств.

Вскоре после создания этой картины художник потеряет зрение и перестанет работать. Некоторое время спустя его более молодой коллега, Василий Мешков дважды изобразит Эллерта, переживающего такой непростой поворот событий в своей судьбе. Причем делает он это, очевидно, в окружении своих же картин:

"Тяжелая дума", В.Н. Мешков, Третьяковская галерея, Москва.
"Тяжелая дума", В.Н. Мешков, Третьяковская галерея, Москва.
"Ослепший художник", В.Н. Мешков, 1898. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Ослепший художник", В.Н. Мешков, 1898. Русский музей, Санкт-Петербург.

Художник уйдет в мир иной 22 июля 1901 года в Москве, где и прожил большую часть своей жизни. В завершение статьи приведу групповую фотографию учеников Московского училища живописи и ваяния, опубликованную в журнале Третьяковской галереи, где под номером 6 вы можете увидеть героя сегодняшней статьи (а того, кто скрывается под номером 12, вы наверняка узнаете и без подписи):

Группа учеников МУЖВЗ – участников первых ученических выставок 1878–1880 годов.
Группа учеников МУЖВЗ – участников первых ученических выставок 1878–1880 годов.

Надеюсь, вам сегодня было интересно и, возможно, вы открыли для себя новое имя в живописи. Спасибо за прочтение, ставьте лайки, если статья понравилась, высказывайтесь в комментариях и до новых встреч на канале "История живописи".