49,9K подписчиков

Порт «Лавна» станет локомотивом для всей транспортной отрасли России

3,4K прочитали

Строительство железнодорожных подходов к порту «Лавна» возобновили в апреле 2023 года. Работы стартовали на участке Мурмаши – Пяйве. Это якорный проект Мурманского транспортного узла (МТУ), строящегося на западном берегу Кольского залива и включающего в себя угольный и нефтяной терминалы.

Цель данной инициативы — обеспечить транспортную связь между Северо-Западом России и странами Юго-Восточной Азии через Северный морской путь. Проект призван минимизировать зависимость российских экспортеров от транспортной инфраструктуры, расположенной на территории других государств.

© Правительство Мурманской области / gov-murman.ru
© Правительство Мурманской области / gov-murman.ru

К его проработке приступили еще в 2009-м. Правда, подготовительные мероприятия и строительство железной дороги начались лишь в 2018-м. Однако через два года на фоне падения цен на уголь работы остановили, и некоторые инвесторы покинули проект. Фактически возведение портовой инфраструктуры началось в сентябре 2021-го, а в апреле 2023-го возобновили и строительство стальной магистрали «Выходной – Лавна».

Строительство электрифицированной железной дороги к Кольскому заливу оценивается в 36 млрд руб. Ее протяженность составит 49,7 км, включая 11 путепроводов и мостов, крупнейшим из которых является сооружение через реку Тулома — 1,3 км.

© Правительство Мурманской области / gov-murman.ru (Схема железной дороги «Выходной – Лавна»)
© Правительство Мурманской области / gov-murman.ru (Схема железной дороги «Выходной – Лавна»)

Что касается последнего, то на данный момент (май 2023 г.) из 21 опоры построено 19. Возведение объекта через водную преграду намерены завершить летом текущего года. Помимо новой стальной магистрали, запланирована реконструкция существующей инфраструктуры от Санкт-Петербурга до Мурманска.

По железнодорожному подходу к угольному терминалу «Лавна» ежегодно будет доставляться до 18 млн тонн груза. Из-за переориентации грузопотоков в сторону азиатских стран в 2023 году все дальневосточные порты работают в режиме максимальной загрузки. Ввод в эксплуатацию порта «Лавна» позволит разгрузить часть транспортных хабов и нарастить объемы экспорта в Индию и Китай. При этом угольный терминал будет полностью автоматизирован — его оснастят конвейерным оборудованием и станциями разгрузки вагонов.

Таким образом, порт получит статус одного из самых значимых логистических хабов в составе Северного морского пути (СМП) и будет интегрирован в международный транспортный коридор «Север – Юг». Строительство проходит в соответствии с государственной программой РФ «Развитие транспортной системы», подразумевающей модернизацию Мурманского транспортного узла (МТУ).

Строительство железной дороги «Выходной – Лавна» планируется завершить в декабре текущего года. Чтобы успеть в обозначенные сроки, количество специалистов, задействованных в реализации проекта, в летний сезон увеличат с 2 до 3 тыс. человек. Примечательно, что более 500 сотрудников — жители Мурманской области.

Таким образом, проект строительства железной дороги к порту «Лавна» имеет не только логистическую, но и социальную ценность — дает дополнительные рабочие места, привлекает специалистов из других регионов России, приносит поступления в бюджет Мурманской области.

Губернатор региона Андрей Чибис подчеркнул, что проект имеет стратегическое значение для всей страны. А глава Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих назвал будущий порт началом большого вклада в дополнительную экономику Мурманской области и России.

Статья подготовлена Генеральным директором АО «Трансэнерком» Олегом Шевцовым

изображения в статье — Правительство Мурманской области / https://gov-murman.ru/