Найти тему
Штабной писарь

БНМАУ Ч.7/1 МандалГоби

На самом деле до всем известной пустыни мы, конечно, не дотянули малость, но совсем не зря её звучное наименование отражено в имени вышеупомянутого населённого пункта. (Продолжение. Начало здесь ч.1, здесь ч.2, здесь ч.3, здесь ч.4, здесь ч.5 и здесь ч.6).

Потому как окружают его пейзажи абсолютно пустынные – каменистая степь с невысокими холмами и меленькой чахлой травкой. Как я уже упоминал ранее – ставь красный светофильтр на камеру и смело снимай фильм про покорение Марса.

Под стать пейзажу были там и условия жизни (во всяком случае в то время) – солоноватая вода противного вкуса из крана, которая подавалась лишь три раза в сутки по паре часов. Утром, днём и вечером – дабы еды приготовить да сполоснуться кое-как. На большее нарытые скважины были неспособны, потому как - Гоби.

Климат само собой – резко континентальный. Летом до сорока «плюс», зимой до сорока «минус». Бывало и хлеще, но в среднем так.

Отдельного упоминания заслуживают ветра. Таких ветров как в Мандале я за свою жизнь больше нигде не встречал! Ни на Байкале при его «вскрытии», ни в Термезе с его «афганцем», ни в Забайкалье, ни в Казахстане… Помню момент, когда мы после занятий в школе из-за ветра не могли дойти домой. И ведь всего пару сотен метров пройти надо, если не меньше. Но – никак, ветер просто валит с ног! Реально ползли на четвереньках, иначе просто сдувало! Ветер дул практически постоянно, хотя, конечно, упомянутой силы – нечасто. Вместе с тем помнится мне случай, когда зимой в таком ветру (метели со снегом) заплутал солдат – кочегар на нашей котельной. Для осуществления смены и жизнедеятельности, до котельной (от казармы? 🤔) натягивали трос, по которому в случае жёсткой метели осуществлялись неотложные передвижения личного состава. Иначе двигаться было невозможно – через пару шагов человек полностью дезориентировался в пространстве и терял направление движения. Ничего нельзя было рассмотреть сквозь снежную метель, особенно в ночи. И даже в пяти шагах от спасительного входа в здание, найти его было нереально.

Ну и вышел боец тот ночью из котельной, толи отлить, толи ещё по каким делам. И пропал в снежной пелене. Час нету, другой. Ясно, что дело – труба! Зима, метель, мороз. Человек даже одетый по-зимнему, в такой обстановке протянет лишь несколько часов. Начали искать – кричать, да куда там! Даже собирались выгнать из парка технику, для организации поиска. Нашли пропащего с рассветом – он зарылся в наметённый возле кочегарки сугроб, чем и спасся. И был он буквально в семи метрах от входа!

Вообще-то снега в тех краях зимой почти не было. Вернее, он был, и шёл нередко. Однако весь сдувался напрочь ветрами и только за углами бараков и в некоторых других местах, где ветер завихрялся в силу естественных причин, наметались сугробы метра по два и более. Помню, что на выходе из ДОСа, в предбаннике зимой всегда стояла лопата. И первый выходящий после ночной зимней метели был в готовности прокапывать себе путь от двери, открывавшейся вовнутрь, через наметённый сугроб.

Жители нашего ДОСа вышли на субботник. Видно открывающуюся вовнутрь дверь и «дежурную лопату» из предбанника в руках у одного из тружеников. Лето 87 года. Фото из архива автора.
Жители нашего ДОСа вышли на субботник. Видно открывающуюся вовнутрь дверь и «дежурную лопату» из предбанника в руках у одного из тружеников. Лето 87 года. Фото из архива автора.

Само собой, что в таких сложных условиях, обитатели военного городка жили дружно и старались друг друга поддерживать и развлекать в силу возможностей. Часто собирались вместе семьями, как по праздникам и другим поводам, так и без оных. А вот с «выходом на природу» были проблемы… ввиду отсутствия таковой! 😁

Характерный пейзаж читатель уже видел по фотографиям в прошлых «монгольских рассказах». До ближайшего места с пафосным названием «Зона отдыха» надо было ехать километров сорок. И представляла из себя эта зона просто нагромождение огромных валунов. Видимо когда-то были там горы, которые за миллионы лет ветер, солнце и (возможно) вода стёрли почти до основания. И вот это почти основание гордо именовалось зоной нашего отдыха. Просто потому, что было за что глазу там зацепиться, в окружающем пустынном пейзаже. Ну и присесть где было, от ветра укрыться да шашлык-машлык покушать.

Местный «Парк культуры и отдыха». Фото из архива автора
Местный «Парк культуры и отдыха». Фото из архива автора

Ну а до «нормальной» воды и подавно было езды под сотню км. Нормальной – значит пресной, ибо солончаки и небольшие солёные озёра, зачастую пересыхающие, попадались и поближе. Только толку от них никакого не было – ничего живого там не водилось.

Помню выезд на охоту, как раз к той «живой» воде - реке. Собралось десятка два охотников со всего городка, загрузились в «летучку» ЗиЛ-131 и поехали с утра пораньше. На гуся перелётного охотится, аккурат сезон был. Ну все, само-собой с дробовиками. Ну а я со своей тозовкой - мелкашкой. Тактика охоты была следующая: половина охотников высаживалась на разливе речки, а другая ехала ещё километров пять – десять до пресного озера.

Перелётные гуси сидели на разливе, отдыхали. После занятия позиций, охотники на речке открывали огонь, и поднятая стая улетала… на озеро. Потому как ничего водного поблизости больше не было от слова совсем. На озере вторая партия стрелков продолжала начатое дело, и гуси летели обратно. Так их и гоняли туда – сюда, пока не набивали сколько требуется. И да, до сих пор помню дикого гуся с яблоками – вкуснятина неимоверная. 🤤 Матушка ругалась, но весь день щипала, потрошила и пекла в духовке. 🤗

А я с той охоты припёр несколько… зайцев! Набил из мелкашки, покуда охотники за гусями гонялись. В наших лесах косого из мелкашки завалить большая проблема – дюже шустрый он и меж деревьев скачет. А его монгольский собрат, бегает среди камней да по степи. Увидит тебя – и отбегает метров на пятьдесят. И стоит смотрит что дальше будет. А я раз – навскидку. А он стоит. Сажусь на колено, выцеливаю – стоит. Ложусь, под мелкашку камень пристраиваю. Как в тире короче – хлоп, и готов. Иду дальше – ещё заяц. И так раз пять, хотя можно и больше было, но куда их? И так все удивлялись, когда я обвешаный ими пришёл. Пробегал ещё мимо меня тарбаган, раза в два больше тех зайцев – воот такущая &опа, больше чем у меня. 😁 Но стоять и ждать он не собирался, как нёсся, так за камни да в нору свою и шмыгнул.

Шашлык – машлык на природе. Фото из архива автора
Шашлык – машлык на природе. Фото из архива автора

Учился я ко времени переезда в те «гоби» уже в девятом классе. И по прибытии к новому месту проживания, оказалось, что в нашем классе будет учиться… всего три человека. Как и в восьмом, кстати. А десятого и не было вовсе. Ну покуда мы в него все втроём не перешли – из девятого. Короче в классе были две девчонки и я. Так сказать «среди баб – один прораб». 😁

В соседнем младшем классе было всё наоборот – два парня и девочка. Так что, вкупе – почти паритет. 😁 Ну а во всей школе набралось учеников человек сорок + -. И узнал я, что такое индивидуальное обучение, хотя поначалу было как-то неуютно – спрятаться в классе не за кого. Однако, все мы были почитай отличниками, ведь иначе и быть не могло – учитель каждому успевал всё вдолбить в голову, а непонятое – вдолбить дважды и трижды, по необходимости. И даже как таковых домашних заданий у нас не было.

Вольнонаёмный преподавательский состав, кстати, был очень сильный. Многих учителей и поныне помню. Как и школу – единственное двухэтажное кирпичное здание в городке.

Автор позирует у входа в школу
Автор позирует у входа в школу

...

Вот не люблю я длинных повествований, да и времени на них нет. Так что завтра закончу. Продолжение, как говорится - С.