В современном инфопространстве тема искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) пожалуй, одна из самых обсуждаемых. «Искусственный интеллект» - красивая мета-фора, смысл которой многим современным людям не совсем понятен - слишком уж много вариантов толкования этого термина. Искусственный интеллект является относительно новым явлением в правовой сфере, включая Россию и еще не имеет четко определенных законодательных норм и правил. Более того, российский законодатель между понятиями «искусственный интеллект» и «технологии искусственного интеллекта» до-вольно часто ставит знак равенства. Стоит отметить, что само понятие «искусственный интеллект» не обладает ясным определением в российском праве, не считая беглого объяснения данного в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (далее - Национальная стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490. Согласно данной стратегии искусственный интеллект — это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений
Однако, мы не будем вдаваться в терминологические дебри, тема эта бесконечна о ней при можно говорить долго, но это не предмет моей статьи и остановимся на вышеизложенной версии.
Моя же задача показать реальное, а не сверхъестественное восприятия этой технологии. И самое главное - поскольку технологический прогресс в области искусственного разума продолжает стремительно развиваться, а граница между реальным и вертуальным становится все менее четкой, люди занимающиеся правовой деятельностью задаются вопросом, окажет ли развитие ИИ влияние на правовую систему, может ли в действительности эта нанотехнология эффективно решать задачи юридической практики.
Уверенно можно сделать вывод, что сегодня на рынке программных средств, использу-ющих искусственный интеллект, представлены и успешно применяются в юриспруденции уже достаточно много разработок, обладающих различным функциональным назначением. Данные технологии в достаточной степени эффективно решают юридические вопросы. Вот несколько конкретных примеров использования современных систем искусственного интеллекта, применяемых в юридической практике:
1. Автоматизация процессов - анализ больших объемов юридических текстов, обработка документов, управление клиентской базой или классификации договоров по типу.
2. Прогнозирование решений в судебных спорах - анализ прецедентов и судебной практики, что помогает юристам прогнозировать исходы дел.
3. Контроль качества документов - автоматическая проверка документов на наличие погрешностей и несоответствий, что помогает сократить количество ошибок и улучшить качество работы.
4. Анализ контрактов и договоров - автоматический анализ юридических документов, например, для выявления рисков и несоответствий, а также для сравнения условий контрактов.
5. Помощь в принятии решений – новые технологии значительно упрощают поиск судебной практики и нормативного материала для формирования правовой позиции по делу или вынесения решения. Таким образом, нейронные сети могут быть полезны юристам в различных областях юридической деятельности, позволяя повысить эффективность работы и сократить затраты времени и ресурсов и.т.д.
Не претендуя ни в коей мере на полноту раскрытия темы, так как мое общение с чат-ботами и искусственным интеллектом не очень длительное, позволю себе сделать следующие выводы:
Технологии не стоят на месте, искусственный интеллект с каждым годом становится всё умнее и функциональнее и даёт нам возможность превратить в реальность то что еще вчера казалось фантастикой. Возможно, через несколько лет профессия юриста трансформируется. В частности, ряд рутинных задач, связанных с поиском, анализом и систематизацией информации, уже осуществляют справочные информационные правовые системы. Однако, уже сейчас системы искусственного интеллекта могут превзойти уровень экспертных навыков, став эффективным инструментом. Примером может служить то, что Alliesverse выводят на российский рынок бета-версию виртуального юриста LawAl, он отличается от предшественников тем, что это не бот, а искусственный интеллект, который впервые обучен знанию всех кодексов РФ. Виртуальный юрист наделен способностью думать, анализировать и, что самое важное, – самообучаться и совершенствоваться
https://www.vedomosti.ru/technology/news/2023/05/24
Закономерно, что технологические инновации позволяют выполнять определенные задачи, которые ранее выполняли только юристы. Однако, были бы крайне смелыми заявления, если бы говорилось о том, что искусственный интеллект может заменить юриста полностью. Более того, необходимо учитывать, что ИИ не является заменой для профессиональной экспертизы юристов и требуют осторожности при использовании. Например, как обеспечить ответственность за ошибки, допущенные искусственным интеллектом? Каким образом разграничивается ответственность между программы и пользователем?
Следует обратить внимание еще на один юридический аспект:
адвокат из Нью-Йорка использовал ChatGPT для подготовки документов по делу - теперь его самого ждёт суд
https://vc.ru/chatgpt/708925
Таким образом, искусственный интеллект (AI) представляет собой важный инструмент для решения ряда юридических вопросов и его можно рассматривать в качестве правовой технологии. Ее ценность заключается именно в сочетании эффективности приложений искусственного интеллекта с творческими профессиональными возможностями юриста и в обозримом будущем нас ждет комбинированное развитие без одного доминирующего направления.
Безусловно, развиваясь, искусственный интеллект будет играть все более важную роль в юридической деятельности. Ожидаемо, что со временем системы искусственного интеллекта смогут оказывать юридические услуги быстрее и эффективнее многих юристов и они не смогут предотвратить использование этих технологий не специалистами для оказания юридических услуг. Таким образом, развитие искусственного интеллекта приведет к падению прерогативы юристов, принеся тем самым выгоды людям, поскольку юридические услуги станут более прозрачными и доступными, как и правосудие в целом
Еще одним интересным направлением использования искусственного интеллекта в юридической практике является Использование искусственного интеллекта судьями и административными чиновниками в процессе принятия решений. Очень может быть, что имплонтирование этой нанотехнологии в современное правовое поле России и госуправление поможет минимизировать в конечном итоге пресловутую коррупционную составляющую. По сути, остается еще один риторический вопрос - сможет ли Российское государство в обозримом будущем решить амбициозные задачи - внедрить эти технологии в широкую практику и как скоро? Или как обычно, вместо того, чтобы решать проблемы, их усложняем или просто забалтываем?