Организовать (то есть продумать) конфликтный диалог, а потом его написать не так сложно, как порой кажется.
«Продумывание» состоит из трех условных шагов. Первый шаг – определение видов и подвидов диалога.
Второй шаг – определение в предыстории событий, ведущих к диалогу, и определение исхода (разрешения) диалога.
О предсобытии я уже рассказал:
Не менее важно продумать, чем же закончится диалог.
Для информационного или проблемного диалога исход не так важен, как для конфликтного. Его исход предопределяет действия участников, будущие события.
Основные виды разрешения конфликтного диалога
1️⃣ Нулевой
Когда конфликтный диалог прерывается не по воле участников, он заканчивается нулевым результатом. Например, объяснения принца прерывает бой часов, и Золушка поспешно убегает.
Плюс: возможность продолжения, интрига нарастает.
Минус: нанизывать диалоги с нулевым результатом не стоит, прерывать бесконечно невозможно, это приведет к раздражению читателя.
2️⃣ Отложенный
В данном случае тоже что-то мешает участникам продолжить диалог (не хватает информации, знаний, возникают новые обстоятельства, проблемы, которые сначала нужно решить). Например, в детективах сыщики часто откладывают начатый было диалог с предполагаемым преступником, поскольку не могут вывести последнего на чистую воду без нужных доказательств.
В отличие от нулевого вида, в отложенном мешающий фактор осознается участниками.
Плюс: интригует, возникает своего рода игра одного участника с другим, двигает сюжет.
Минус: такой результат должен быть осознанным, но не нарочитым.
3️⃣ Подстроенный
Интересный вид, когда для обоих или для одного участника исход диалога становится неожиданным. Типичный пример: Пьер Безухов не успел еще ничего решить насчет Элен, как спровоцированный ею поцелуй все решил за него – тут же появились Курагины и благословили молодых на брак (Л. Толстой, «Война и мир»).
Плюс: неожиданный поворот, меняющий судьбу героя (персонажа).
Минус: когда у героя много таких диалогов, возникает вопрос: а все ли в порядке у него с головой?
4️⃣ Частично завершенный
Конфликтный диалог, в ходе которого что-то решается, а что-то нет.
Обычные диалоги, двигающие сюжет.
5️⃣ Завершенный
Как правило, это кульминационные диалоги какого-то события. Участники тем или иным образом разрешают конфликт, окончательно расставляют точки над и. Их взаимоотношения круто меняются: они могут окончательно разорвать отношения или же, наоборот, перейти от вражды к дружбе, от дружбы к любви и т.п.
Вспомните кардинала Ришелье и д Артаньяна. Диалог, который мы рассматривали, завершен. Оба не сдали позиций, в результате чего вражда принимает открытую форму.
ПРАВИЛО:
Для любого вида разрешения открытого конфликтного диалога важны достоверность и логика. Исход диалога определяет его пик. Между пиком и исходом не может быть противоречия, если только герой не притворяется (в этом случае речь уже о другом конфликтном диалоге – скрытом).
Основные позиции участников в разрешении конфликтного диалога
Разрешение конфликта в открытом конфликтном диалоге можно обозначить несколькими основными позициями (их много, конечно).
🔴 Первый победил, второй проиграл
Рассмотрим эту позицию по отношению к герою и персонажу (возможно, антагонисту).
Например, герой вступает в конфликт с другом, побеждает, но при этом теряет дружбу. Хорошо, если бывший друг не перейдет на сторону врага. В комическом конфликтном диалоге возникают насмешки, ехидство, подколы любого рода. В случае с антагонистом вражда только усиливается.
Это крайности, конечно, но мы с вами понимаем, что однозначная победа героя не всегда ему же на пользу, хотя и бывает необходимой. К тому же однозначная победа часто заставляет героя бездействовать.
Такое разрешение конфликта эффектно в кульминационных событиях сюжета, когда герой обязан победить.
🔵 Первый проиграл (герой), второй победил (персонаж, антагонист)
Как ни странно, но этот вид разрешения конфликта более важен для героя. Проигрыш заставляет его действовать, а победивший персонаж несколько «расслабляется». Такой исход – двигатель сюжета, интрига нагнетается, герой все время преодолевает препятствия на пути к достижению цели.
Однако в конце произведения такой исход невозможен, если только вы не пишете историю о тотальном поражении героя.
🔴 Оба победили
Далеко не всегда открытый конфликтный диалог заканчивается чьей-то победой или поражением. Победить могут оба участника. То есть каждый пришел к тому, чего хотел. Это может произойти в ходе выяснения важной информации, открытии новых обстоятельств, компромисса, уступок и т.д. Враг уходит с дороги, соперник становится другом, девушка наконец говорит «да» и прочее.
Внимание! Будет ошибкой, если писать такой диалог как «спортивную ничью». Здесь важна именно награда – моральная или материальная.
🔵 Оба проиграли
Антоним предыдущего вида, когда каждый из участников теряет, утрачивает что-то важное, а «приобретает» то, что может нанести вред. В таком диалоге накаливаются эмоции, отчетливее проявляются желания, цели, срываются маски… Чем труднее достигнуть цели, тем сильнее хочется ее достичь. В ходе такого диалога может случиться что угодно: от проявления эмоции по максимуму (гнев, разочарование, досада, горе и т.д.), до угроз, рукоприкладства, физической потасовки.
Эффективный вид диалога, заставляющий героя действовать, определяющий будущие события. Часто он сам по себе является поворотным событием сюжета.
🔴 Никто не победил, но и не проиграл
Это и есть «ничья». Каждый из участников остался при своих интересах, ничего не потерял и не приобрел.
Ну, что ж, писатель должен хорошо понимать, зачем в книге такой диалог.
ПРАВИЛО:
Важно, что позиция каждого участника диалога «тащит» за собой определенные последующие действия, события. Они должны соответствовать виду диалога, быть достоверными.
Вспомним диалог кардинала Ришелье и д′Артаньяна. Конечно, они оба проиграли. Кардинал не добился союза, не «обезоружил» противника, а д′Артаньян вступил в открытую вражду с самым серьезным человеком власти.
— Итак, господин д′Артаньян, как вы и сами сказали, мы увидимся после кампании. Я буду следить за вами... Потому что я тоже буду там, — добавил кардинал, указывая д′Артаньяну на великолепные доспехи, которые ему предстояло надеть, — и, когда мы вернемся, тогда... ну, тогда мы сведем с вами счеты!
— О, ваша светлость, — вскричал д′Артаньян, — снимите с меня гнет вашей немилости! Будьте беспристрастны, ваша светлость, если вы убедитесь, что я веду себя, как подобает порядочному человеку.
— Молодой человек, — произнес Ришелье, — если мне представится возможность сказать вам еще раз то, что я сказал сегодня, обещаю вам это сказать.
Последние слова Ришелье выражали страшное сомнение; они ужаснули д′Артаньяна больше, чем его ужаснула бы прямая угроза, ибо это было предостережение. Итак, кардинал хотел уберечь его от какого-то нависшего над ним несчастья. Молодой человек открыл было рот для ответа, но надменный жест кардинала дал ему понять, что аудиенция окончена.
Д′Артаньян вышел, но, когда он переступил порог, мужество едва не покинуло его; еще немного — и он вернулся бы обратно. Однако серьезное и суровое лицо Атоса внезапно предстало перед его мысленным взором: если бы он согласился на союз с кардиналом, Атос не подал бы ему руки, Атос отрекся бы от него.
Только этот страх и удержал молодого человека — настолько велико влияние поистине благородного характера на все, что его окружает.
Роли участников в диалоге
Позиции участников определяют и их основные роли в диалоге: победитель – проигравший. В этом диапазоне роль проявляется в разной степени: от ликования победителя до отчаяния жертвы.
Роль героя (как и персонажа) в диалогах все время меняется: проигрывая или побеждая, он показывает характер, преодолевает препятствия, действует.
Наконец, нужно сделать третий шаг. Освоив его, вы никогда уже не вернетесь к написанию диалогов на интуитивной основе. О нем – далее.
Продолжение следует
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература