Найти тему

Секреты диалога. Диалог без конфликта – слова на ветер

Оглавление

Конфликт – основа всего, в том числе и диалога. Я уже назвал виды без конфликта – информационный, проблемный.

Самые интересные диалоги, конечно, конфликтные (как внутренние, так и обычные. Сразу оговорю важное: я не буду рассматривать конфликт в произведении во всем его многообразии – это тема для других статей.
❗ Под конфликтом в диалоге я понимаю открытое или скрытое противостояние, противоборство участников для достижения определенных целей. Отсюда выделяю три основных вида:
1️⃣ Диалог с открытым конфликтом.
2️⃣ Диалог со скрытым конфликтом.
3️⃣ Смешанный.
Смешанный бывает чаще всего, но, чтобы разобраться в правилах написания диалога, рассмотрим два основных вида. И, пожалуйста, имейте в виду, что я не могу в одной статье рассказать обо всем сразу.

Диалог с открытым конфликтом

По названию понятно, что речь об открытом столкновении участников, которое может выражаться в разных формах:
► спор,
► дискуссия,
► словесная дуэль,
► перебранка, словесная перепалка,
► переговоры.
► пикировка,
► выяснение отношений,
► распря и многое другое.

Виды открытого конфликтного диалога

1️⃣ Драматический и комический.
Драматизм или комизм зависят от смысла конфликта, от намерений участников, выливающихся в определённые действия и отражающихся в особом стиле диалога.

2️⃣ Конфликт может быть случайным или осознанно-целенаправленным.
Именно случайный конфликт с незнакомцем в самом начале «Трех мушкетеров» определил двух будущих врагов д′Артаньяна. Мало того, он еще и зеркальный, то есть позже история с похищением письма повторится на другом уровне.
Осознанно-целенаправленный требует предыстории, об этом скажу чуть позже.

3️⃣ Неожиданный и предсказуемый.
Похоже на те, что выше. «В чем разница?» – спросите вы.
Конфликт д′Артаньяна и Рошфора в начале "Трех мушкетеров" был случайным, но не неожиданным, он был обусловлен как холерическим темпераментом первого, так и желанием второго отвлечь внимание от своих дел, от приезда миледи.
А случайный неожиданный конфликтный диалог не имеет обоснований вообще. Тут играет роль
причина. Например, ваш герой вступает в перепалку с водителем маршрутки, не отдавшим сдачу.
Предсказуемый диалог тоже «готовится», но отличается от целенаправленного тем, что может не осознаваться участником (героем, персонажем книги), он готовится автором и осознается читателем.

4️⃣ Банальный и оригинальный.
Далеко не всегда конфликт оригинален. Напротив, чаще банален, и это нормально. То есть конфликт – основа взаимоотношений. Герой произведения все время вступает в конфликтные банальные диалоги для достижения своих целей. Они отражают повседневную жизнь персонажей.
Оригинальный конфликтный диалог базируется на основных конфликтах сюжета, ведет к определенным событиям, заставляет героя действовать, двигает историю вперед, организует необходимые повороты. Такие диалоги отражают то, что как раз меняет повседневную жизнь героя или персонажа.

5️⃣ Глубокий и неглубокий.
Литературоведами вид понимается по-разному. Одни считают, что глубина конфликта – это его масштабность, охват, общность, когда он касается не только участников диалога, но, скажем, всего человечества. Неглубокий с этой точки зрения тот, который касается непосредственно участников, нескольких персонажей в рамках сюжета.
Другие говорят, что глубокий конфликт (сюжетообразующий) – самый главный (один из главных) в жизни героя, персонажа, а неглубокий (перипетийный) – конфликт каждого события, ведущего к кульминации произведения. С этой точки зрения неглубокие конфликтные диалоги являются многочисленными
«точками опоры» произведения, а глубокие – «точками изменения» сюжета.
На мой взгляд, одно другому не мешает.

🔴 ПРАВИЛО:

Слишком длинная цепь неглубоких конфликтных диалогов ведет к снижению динамики, значит, к снижению читательского интереса. А глубокие конфликтные диалоги, следующие один за другим – к читательской усталости. Все хорошо в меру.

6️⃣ Симметричный и асимметричный.
Симметричный (равный, уравновешенный): ни один из участников не имеет никаких преимуществ, они равны во всем. А в асимметричном диалоге один из участников как раз вовсю пользуется преимуществами любого рода.
Симметричный диалог писать сложнее, но и интереснее, поскольку исход непредсказуем.

Кроме того, для внутреннего конфликтного диалога выделяют:
► отражающий (когда герой не просто борется сам с собой, а показывает эту борьбу читателю),
► подразумеваемый (бесконечное противостояние героя собственному «Я»).

Открытый конфликт - это словесная дуэль
Открытый конфликт - это словесная дуэль

Общая организация открытого конфликтного диалога

Гениальным или очень талантливым писателям все удается без особых усилий. Так кажется. На самом деле к писательскому чутью, интуиции прибавляются знания: что и как нужно делать.
Перед тем, как писать диалог, хорошо «пошагово» продумать некоторые важные вещи. Таких шагов три. И не пугайтесь, пару раз попрактикуетесь, потом будете писать диалоги на автомате и ругаться, что пальцы не успевают за мыслями.

1 ШАГ: ВЫБОР ВИДА

Выбираем, какой открытый конфликтный диалог предстоит написать. Покажу еще раз виды в табличке:

Виды диалога
Виды диалога

Для примера я возьму диалог кардинала Ришелье и д′Артаньяна (гл. 10, «Грозный призрак»). Он довольно большой, я приведу маленький кусочек, а прочитать целиком можно в любой онлайн-библиотеке.

— Мой возраст, ваша светлость, — это возраст безумных надежд, — сказал д′Артаньян.
— Безумные надежды существуют для глупцов, сударь, а вы умный человек. Послушайте, что бы вы сказали о чине лейтенанта в моей гвардии и о командовании ротой после кампании?
— О, ваша светлость!
— Вы принимаете, не так ли?
— Ваша светлость... — смущенно начал д′Артаньян.
— Как, вы отказываетесь? — с удивлением воскликнул кардинал.
— Я состою в гвардии его величества, ваша светлость, и у меня нет никаких причин быть недовольным.
— Но мне кажется, — возразил кардинал, — что мои гвардейцы — это в то же время и гвардейцы его величества и что в каких бы частях французской армии вы ни служили, вы одинаково служите королю.
— Вы неверно поняли мои слова, ваша светлость.
— Вам нужен предлог, не так ли? Понимаю. Что ж, у вас есть этот предлог. Повышение, открывающаяся кампания, удобный случай, который я вам предлагаю, — это для всех остальных, для вас же — необходимость иметь надежную защиту, ибо вам небесполезно будет узнать, господин д′Артаньян, что мне поданы на вас серьезные жалобы: не все свои дни и ночи вы посвящаете королевской службе.
Д′Артаньян покраснел.

✅ Конечно, это диалог драматический, осознанно-целенаправленный. Кардинал назначил встречу не для знакомства (он давно собрал досье на гасконца), а чтобы сделать особое предложение (во всяком случае, открыто). У д′Артаньяна нет ничего, что он мог бы предложить кардиналу, но он совершенно точно осознает необходимость встречи и озвучивает это друзьям:
— Господа, — ответил д′Артаньян, — я уже раз получил через господина де Кавуа подобное приглашение от его высокопреосвященства. Я пренебрег им, и на следующий день произошло большое несчастье: исчезла Констанция. Будь что будет, но я пойду.

✅ Потому диалог предсказуем, ему предшествует ряд событий, среди которых даже подготовка открытого столкновения с гвардейцами кардинала.

✅ Диалог оригинален и глубок. Он сам – поворотное событие, меняющее сюжет: отказавшись от службы кардиналу, наш герой переступает черту скрытой вражды и вступает в открытую, что подтверждается словами Ришелье:
Я не сержусь на вас, и вы сами понимаете, что если мы защищаем и вознаграждаем наших друзей, то ничем не обязаны врагам.

✅ Диалог несимметричный, понятно, что здесь мы видим статусы участников, осознаем возможности каждого, кардинал умело ставит д′Артаньяна в положение оправдывающегося, а сам нисколько не сомневается в собственном величии.
Но… вы задумывались, почему многим читателям нравится кардинал Ришелье, несмотря на все злодеяния? По многим причинам. Одна из них заключена в этом диалоге: он дает возможность собеседнику стать равным. Это отражается в речи, в словах автора:
…Садитесь здесь, напротив меня, господин д′Артаньян! Вы дворянин слишком благородный, чтобы слушать меня стоя.
…сказал кардинал с досадой, сквозь которую, однако, просвечивало нечто вроде уважения.
…Я не сержусь на вас…
Это уже талант Дюма – так писать диалоги и показывать характеры. Кардинал Ришелье предпочитает открытую вражду, что роднит его с д′Артаньяном. Да, он игрок, но он честно предупреждает о ведении игры.

Итак, сделав первый шаг, определив вид конфликтного диалога, вы уже создадите его основу, возможно, сделаете набросок. Не торопитесь писать набело. Впереди второй шаг. Впрочем, о нем далее.

Продолжение следует

Все статьи в подборке "О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература