И юность в своем чистом виде (если допустить, что такое бывает) встречается лишь как вспышка отраженного света в сердце того, кто утратил ее навсегда. А у тех, кто действительно юн, на уме лишь тягучие повседневные заботы, мелкая зависть, похоть да тщета.
Виктор Пелевин
Был, кажется, июль, и мне было 20 лет. Весь жаркий день тогда я сидел на работе и ждал вечера. И вот он, вечер, наступил. Я заторопился домой, взял у родителей машину и в районе семи выехал за друзьями. Мы долго кружили по городу, заезжая то за одним, то за другим, потом за сигаретами и, кажется, ещё за пивом. В районе 21 часа наконец покинули Ростов. К тому времени уже стемнело.
Ехали долго, плутая, не зная дороги. Навигаторов тогда не было. И вот в свете фар побежали узкие улочки станицы, промелькнули какие-то домики, и наконец забелел речной песок.
Помню, лай собак, влажный и несмотря на ночь жаркий летний воздух, бульканье воды.
Я молодецки выскочил из машины, предвкушая плаванье.
Друзья расположились на берегу и о чем-то спорили и шутили. С нами была девушка, и всё внимание компании было сосредоточено вокруг неё.
А я, изображая из себя байроновского героя, отошел в сторону, где было потише, сел на прохладный песок, закурил, и, наслаждаясь запахом реки и табака, стал вглядываться в черноту ночи.
Долгая рулежка утомила и взбудоражила меня и было чертовски приятно сидеть так в стороне, курить, предвкушая плавание в реке, о котором я мечтал весь день.
А потом я потушил бычок о песок и полез в воду.
И долго плавал и нырял, а когда вылез, то было так тепло, что воздух как будто обвивал меня. Ну и немножко кусались комары. Было приятно чувствовать себя полным сил и энергии.
И мне думалось тогда, что ни раз ещё это всё повторится: ночь, река, веселая компания и купанье.
Потом мы долго возвращались, а вернувшись, сидели на лавочке в зоопарке болтая о какой-то ерунде, казавшейся нам важной, до рассвета.
А дальше был уже другой день, не сохранившейся в моей памяти.
И вот спустя 20 лет я снова в Старочеркасске. Второй раз в жизни.
Современный Старочеркасск - это смесь прошлого и настоящего, старые дома и церкви соседствуют с современной парковой и рекреационной зоной.
Станица с историей, основанная в 16 веке.
Согласно википедии:
«В 1570 году запорожские черкасы в 60 верстах от Азова построили новый городок, назвав его своим именем Черкас».
«Когда турецкое войско ходило под Астрахань, то в оное время царем Иоанном Васильевичем призван был с Днепра князь Михайло Вишневецкий с 5000 запорожских казаков, которые, соединясь с поселенными на Дону, великую победу на сухом пути и на море над турками одержали, и таким образом без оных черкасских казаков большая часть оставшись на Дону в 1570 году, построили совокупно с Донским сей город, в коем и жили долгое время без жен, как запорожцы».
В 1637 году из Старочеркасска начался Азовский поход, когда, взяв турецкую крепость Азов, казаки обороняли её четыре года. В отместку турки в 1643 году захватили и полностью сожгли Черкасск, однако уже в следующем году городок был восстановлен и укреплён. В том же 1644 году в Черкасск перемещается главный стан, что превращает его в столицу донского казачества. А в 1650 году по данному во время азовской кампании обету строится первый (деревянный) войсковой собор. На площади возле собора (майдане) собирались войсковые круги.
Именно в Черкасске в 1667 году началось восстание Степана Разина, казака станицы Зимовейской. В 1696 году Черкасск стал базой и местом сбора войск Петра I во втором удачном Азовском походе.
Весной разливы Дона регулярно затопляли город. Именно из-за постоянных разливов и пожаров, атаманом М. И. Платовым и было в 1804 году принято решение об основании новой столицы Области Войска Донского, — и в 1805 году она была перенесена в Новочеркасск. После чего Черкасск стал именоваться Старочеркасском, а к концу XIX века потерял статус города.
Сейчас там, где когда-то была казацкая вольница, тихое спокойное место.
А я скажу так: “Старочеркасск - это там, где светло и чисто”.