Наши не особо думая ударились в электромобилизацию без проектирования, расчетов так чисто конкретно, как обычно в расчете на саморегулирование, хотя можно было бы для начала хотя бы посмотреть, а что собственно у бегущих впереди электропоезда западоидов по Теме, только не как любят делать в режиме карго культа, а по сути.
Есть на нашем шарике один административный контур, который в силу географических особенностей - наличия бесконечных (пока не остановится гольфстрим) и достаточно мощных источников энергии, идеален для разного рода экспериментов. Социальных касаться не будем (хотя там есть Интересное), посмотрим результаты технологического оного.
Итак результат эксперимента длиной в несколько пятилеток по ссаживанию на электроколяски там ШНМ и подвопрос с зарядками.
Ниже выжимка из свежайшего отчета маккинзоидов ( наваяла распределенная по континенту шайка экспертов плюс один индус с малого острова).
Для затравки факты:
- 20% автопарка в стране полностью электрические, 80% новых продаваемых машин такие же.
- 22 тысячи электрозарядок в стране и больше полумиллиона электроколясок
Далее кусок
В период с 2008 по 2011 год в Норвегии потребовалось четыре года, чтобы продать первые 10 000 электромобилей. Такое же количество электромобилей было продано примерно за четыре недели в 2022 году, что свидетельствует об ускорении внедрения8. Но продажи электромобилей в Норвегии резко выросли после того, как общая стоимость владения электромобилями достигло паритета с владением автомобилями с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Это помогло вызвать всплеск спроса на зарядные станции, предлагая конкурентные преимущества для тех, кто инвестирует и масштабирует зарядные мощности электромобилей до того, как электромобили достигнут паритета стоимости с автомобилями с ДВС на своих рынках.
Ценовые надбавки на общественных зарядных станциях в Норвегии являются убедительным свидетельством преимущества первопроходца. В Норвегии зарядка на ходу (на автомагистралях и на заправочных станциях) обходится потребителям в три-четыре раза дороже, чем зарядка электромобилей дома. По оценкам модели глобальной инфраструктуры зарядки электромобилей McKinsey, к 2030 году и зарядка в пунктах назначения (например, в торговых центрах, кинотеатрах и ресторанах) в Норвегии будет составлять около трех четвертей доходов от зарядки электромобилей10, но только около 40 процентов от общего спроса на электроэнергию. Напротив, домашняя зарядка обеспечит четверть спроса на электроэнергию, но будет составлять только одну десятую прибыли (пример).
Т.е. Зарядка на "ходу" - в 4 разика дороже, чем дома, то о чем давно пишу - см. здесь - https://aftershock.news/?q=node/1246352
И кажется знаю что они сделают - так как инвестор должен возращать свои инвестии, да еще и с процентами, то вряд ли они будут опускать цены на заправке - скорее они их поднимут в персональных норах хе хе.
Еще
В Норвегии существует множество поставщиков общедоступных зарядных устройств, и в этом кроется часть проблемы: клиентам неудобно поддерживать несколько мобильных приложений. ( прим. аффтара - в одно кубло рано или поздно сольется. ибо не может не слиться). А широко распространенные системные сбои, в том числе ограниченные возможности для прямой оплаты, плохо спроектированные парковочные места, короткие зарядные кабели и неисправное оборудование, расстраивают клиентов и могут усилить их беспокойство по поводу доступности зарядного устройства. В последнем ежегодном опросе по зарядке электромобилей, проведенном в Норвегии, половина респондентов заявила, что устройства быстрой зарядки иногда не работают!11.
Еще одним испытанием для терпения клиентов и созданием беспокойства являются сильно рассредоточенная система зарядки электромобилей в Норвегии и относительно небольшое количество зарядных устройств на объект, что создает очереди и увеличивает время ожидания. Необходимы более крупные площадки с более высокой концентрацией зарядных устройств, а не более мелкие площадки, разбросанные по стране. Удовлетворение этой потребности создает проблемы для операторов зарядных станций, которые изначально планировали разместить несколько зарядных устройств на небольших площадках; теперь они изо всех сил пытаются установить новые зарядные устройства и модернизировать систему управления энергопотреблением на крупных объектах. Тем не менее, норвежские операторы в настоящее время корректируют курс, вводя ряд крупных специально построенных станций зарядки электромобилей в местах с интенсивным использованием, особенно вдоль автомагистралей.
Анализ показал, что использование зарядных устройств для электромобилей в значительной степени зависит от времени суток и местоположения зарядных устройств.12 Использование зарядных устройств для электромобилей носит гиперлокальный характер. Использование зарядного устройства, расположенного в том же квартале, что и оживленная кофейня или кинотеатр, может заметно отличаться от использования зарядного устройства, расположенного в двух кварталах от этих мест. Таким образом, выявление и защита наиболее популярных мест на раннем этапе может обеспечить конкурентное преимущество, особенно в городских центрах с ограниченным пространством и на автомагистралях. И по мере того, как конкуренция за лучшие общественные зарядные станции усиливается, для операторов становится все более важным владеть этими площадками или заключать контракты на длительные периоды времени. Это помогает избежать потенциального непродления контрактов из-за того, что владельцы точек решили установить свои собственные операции по зарядке в этих местах.
В некоторых областях могут поддерживаться решения для зарядки, помимо размещения зарядных устройств на станциях технического обслуживания или перед тренажерными залами и отелями. Эти решения могут включать создание крупномасштабных, многоцелевых, общедоступных узлов электронной мобильности в самых популярных местах зарядных устройств для электромобилей, а также интеграцию замены аккумуляторов и совместного использования автомобилей с другими видами использования коммерческой и жилой недвижимости. Возможности для создания таких многофункциональных станций в Норвегии постоянно растут. Потенциал этих станций для стимулирования внедрения электромобилей, повышения удовлетворенности и уверенности водителей, а также диверсификации вариантов инвестиций и общественных удобств значителен. Кроме того, новые разработки в области городской мобильности, такие как автономные транспортные средства, приведут к дальнейшим инновациям и инвестициям в зарядную инфраструктуру. По мере развития новых технологий гибкие компании с уже устоявшимися позициями в области электромобилей будут лучше всего приспособлены к ним и получат преимущество на рынке.
далее в такое же каксалтерское бла бла бла
Ну и про скоростные зарядки
Некоторые операторы устанавливают сверхбыстрые зарядные устройства, чтобы продемонстрировать водителям электромобилей свое лидерство и превосходную мощность, а также подготовиться к более продвинутым автомобилям. Более 200 сверхбыстрых зарядных устройств были установлены на общественных зарядных станциях по всей Норвегии, хотя 20 лучших моделей электромобилей, доступных в стране, могут использовать в среднем около половины этой емкости. Эта потенциально эффективная маркетинговая тактика для согласования действий отдельных операторов со следующим поколением электромобилей в настоящее время не используется большинством операторов в Норвегии.
...
Короче каменный электромобильный цветок не вышел, даже в такой абсолютно искусственной и управляемой пластмассовой среде как Норвегия, с ее бешеными нефтегазодоходами, компактным населением и поддержкой в виде ГЭС.
С чем нас всех и поздравляем. А как это будет выглядеть на просторах евразии?
ИМХО - технически, возможно, без критического потеря уровня потребления ШНМ электромобилизоваться если:
1) зарядка в ИЖС , а не бизнюков ради и священной ренты для, долбиться в эти электрозарядки убогие
2) народные электромобили, а не лакшери теслы
3) тщательно продумать место и структуру применения (средство подскока в пригородах и прч)
Тогда поедет, иначе придется везде Норвегию строить...
Почему так много внимания уделяю вопросу? Это важно ибо трансформация техно-социально-экономических систем в результате будет просто чудовищная, многие недооценивают степень влияния. Виртуальные ИИ с чатжпт отдыхают по сравнению с реальной "транспортной" составляющей и ее влиянием на жизнь в т.ч. и обывателей.
Автор - RomanSmirnov