"Кому сказать, не поверят, ох", - вздыхает Клавдия, домывая пол в хлебном магазинчике.
Это её вторая работа, вечерняя.
Сюда она прибегает в восемь вечера, перед закрытием, моет пол и домой идет. А с утра на основную свою работу бежит, на почту.
А дома ждут уже вечный студент сын, с женой Верочкой и младшая дочь, Настенька.
Сыну, Митюшке, уже за тридцать. Головастый пацан: окончил школу с золотой медалью и поступил в университет на престижный факультет. Да только, выучившись, в аспирантуру пошел и чуть позже, заявил матери, что не сможет на работу устроиться: очень просят его, аж сам профессор кафедры, не бросать учёбу, а идти получать второе высшее образование.
Потому что такая светлая голова, как Митюшка, не должна на производстве пахать. А должна новые знания получать, чтобы значит, вырасти в специалиста высокого класса.
Ну, Клавдия конечно, сына послушала, головой покивала, да дала добро.
Хоть и спала уже, и видела, как на пенсию в ближайшие дни выходит, чтобы отдыхать значит, отделив от себя сына.
"Да что я, сына родного не прокормлю? - ругала себя за мысли об отдыхе Клавдия. - Может Митюшка мой, с двумя то образованиями (когда выучится), себе на жизнь безбедную потом заработает. И кто знает, может даже меня на моря отправит, и зубы вставит мне. Импланты даже. Всего то ещё пять лет потерпеть, я сильная, я выдюжу, я справлюсь".
Но получив второй диплом, Дмитрий снова поступает куда-то. Опять просит мать подождать с его трудоустройством. А потому что, покуда у него не утратились когнитивные какие-то, качества, нужно учиться. Так даже величайшие умы высказывались. Так и Сенека говорил, и Энштейн, и даже Конфуций, - парирует сын.
"Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться".
Сенека
Ну раз "умы", то и простая женщина, почтальонка Клава, понимать должна, и принимать решение Дмитрия. Всего то нужно помочь материально.
...Несмотря на сильную занятость, Митя выкроил каким-то образом момент и завел семью. К матери привел свою Веру, у той беременность явная, вот-вот рожать.
Клавдия немного расстроилась, но соседка привела ее в чувство:
- Что ты Клавочка, нужно радоваться. Твой сын не один теперь, у него - семья. Для мужчины ведь что в жизни главное? Дом построить, посадить дерево и родить сына. Дом у вас уже есть, дерево не убежит, а вот самый сложный пункт - воспроизвести сына, он уж выполнил. Молодец парень. Да и ты полюбишь внука, или внучку (кого Бог даст), вечерами будешь нянчиться, это ж чудо.
Так и вышло. Невеста Верочка родила чудесную девочку, Танюшу. Какая бы ни уставшая Клавдия приходила со своих двух мест работ, ей с порога вручали внученьку, Клавдия прижимала к себе нежное тело малютки и улыбалась.
Вера также как и сын, училась все. Получала третье образование. Приехала она из села, в городе проживала в общежитии, поэтому не была против, когда Дмитрий ее позвал жить к мамину квартиру.
Вера тоже намеревалась выйти с академического отпуска и учиться дальше. Вечные студенты, что сказать.
***
А вот дочь Настенька, особыми знаниями не блистала. Выучилась на кассира и засела дома. Нет, она не ленива, дома чистота и уют, все блестит, это ее заслуга. А вот с работой не везет. То поработает и идет увольняться: коллектив не нравится. Либо работой заваливают, ввиду мягкого безотказного характера. А то и платить не хотят, или неудобный график.
В-общем, девушке не можется нигде спокойно работать.
- Настенька, - не выдерживает мать, Клавдия, глядя на то, как дочь очередной раз хвастает безработностью. - А может быть мне на второй работе будешь помогать? А что, работа непыльная, пришла себе по окончании рабочего дня, полы помыла в здании, и домой.
- Что ты мамочка, - не соглашается Настя, - Мне полы мыть нельзя: примелькаюсь со шваброй, так и запомнят меня, уборщицей! На хорошую должность потом не захотят брать.
Клавдия качает головой: так оно. В словах дочери резон есть.
Да только, уставать начала Клавдия, ей теперь самой на двух работах пахать, а дома дочь ждет, со своими запросами.
Потому когда в гости заявились Сапожниковы, с разговором о том, что хорошо бы если Настя замуж вышла за Сережу Сапожникова, Клавдия сразу же согласилась и начала замуж дочь гнать.
Принцесса чуток "поломалась" конечно-же, взяла времени на раздумья. А когда замуж вышла, то недолго Клавдия радовалась: всего то через полгодика дочь вернулась домой беременная. И завела знакомую песню:
"Не могу, говорит, мама, с супругом ладить. Он упертый и мало зарабатывает. И родители его, не лучше оказались. Это у тебя за столом они обещали помогать, а я к ним пришла, завалили работой по дому. Вот жила я там, мамочка, как рабыня. С утра до ночи убиралась и готовила. Я бы может и терпела бы дальше, мамочка, но вот забеременела и поняла: не могу я там, ты моя семья. Ты и мой будущий ребенок. А Сережа пусть живет дальше со своей мамой, ему знаешь, и жена не нужна, оказывается, коли мама рядом. От юбки матери я его не смогла оторвать, а меня это не устраивает".
...Ну что тут скажешь?
Клавдия обняла дочку, с округлившимся животом и приняла назад.
***
Зима, холодно. Женщина зябнет у остановки, но домой не идет. Да и как идти, у нее сегодня получка должна была быть, а ее не начислили, кошелек пуст.
А дома девочки, дочь Настя, да невестка Вера, уже распределили, на что потратят зарплату "мамину".
Клавдия закатывает от умиления глаза: ой как хорошо она с невесткой ладит, та уже ее мамочкой называет и в глаза заглядывает. Да и Верочка для Клавдии родной стала, теперь у нее две доченьки, Настя, Вера. Это не считая внученек. Тех теперь тоже две.
И так дружно живут, надо сказать, в большой семье Клавдии царит любовь и взаимопонимание.
Да только почему-то домой идти не хочется!
***
Клавдия дрожит от холода, зуб на зуб не попадает, ноги в ледышки превратились. А из темноты остановочки выходит сосед, Тяпкин.
- Ой, - громко пугается Клавдия.
- Да вы что, извините Бога ради, за то что напугал (оправдывается).
...Слово-за слово и оказывается, что у них много общего. В маршрутку, которая наконец-то приехала, Тяпкин с Клавдией вдвоем погружаются. И ездят, катаются по вечернему городу. Домой Клава уже не спешит - там ее ждут, а пусть ждут, она устала, ей просто посидеть без дела очень хочется, а не нянчиться.
***
Сын Дмитрий на мать зол. Ворчит уже который день, высказывает вслух недовольствия:
- И где это ты мать, вечерами шаришься? Мы с Верой вырваться к друзьям не можем, не с кем Танечку оставлять.
- Так вон Настя дома.
- Она устала. У нее Глашка очень нервная, практически не спит, только у тебя на руках засыпает. Без тебя мать никак.
- Чего же так?
Клавдия брови вскидывает и Дмитрий видит, что родительница стала другой.
Уволилась со второй работы, наряды себе покупать начала, по вечерам нет ее, где то ходит. И даже пару раз не ночевала дома, как это понимать?!
...Клавдия улыбается и отмахивается от разобиженных детей - сына с дочерью. На невестку вообще не обращает внимания - та ей сует в руки Танечку, Клавдия обратно внучку - некогда, я пошла. А куда пошла, да зачем, не сказывает. И главное, деньгами не помогает больше!
А Клава радуясь, убегает от оравы, которую столько лет на своем горбу тащила, можно сказать, к Тяпкину. Тот подмигивает и предлагает: живи у меня, покуда детки твои, свои квартирные вопросы не порешают. А далее можно квартиру сдавать, вот тебе и добавка к пенсии.
Клавдия согласна: у Тяпкина тишь да спокойствие, и никаких тебе детей да внуков, не от кого уставать. Даже и не знает Клавдия, что ей больше нравится: сам Тяпкин, или квартира его, пустая.
А вот сам Тяпкин точно знает, чего ему от женщины этой надобно: чтобы та осталась с ним, в старости обихаживать. Да зарплату свою, чтоб домой тащила, им двоим ее вполне хватит. Тяпкин как сосед, понял что много в Клаве этой потенциала. Та и на вторую работу легко пойдет, и на третью. А это значит, что несколько зарплат ее, с лихвой хватит и на колбасу с сыром, и на лекарства.
...Изредка встречает Клава то дочь, то сына либо невестку. Те начинают плакаться, на жизнь жаловаться, маму обратно домой звать. Клавдия молчит и улыбается: ну уж нет детки, я вышла замуж. Давайте сами-сами все.
- Тогда я учебу брошу, - пытается шантажировать сын, Дмитрий.
- Митрюшка, у тебя два диплома с высшими образованиями лежат в шкафу. Третий не получишь - ничего страшного, тебя с твоими двумя везде возьмут.
- Променяла детей с внуками на соседа, - пытается пристыдить маму дочь, Настя. - В таком случае, не рассчитывай на помощь в старости.
- Настенька, - заявляет Клава. - Я ведь этого от вас не жду. Кому понадобится моя квартирка (которую вы освободить должны), тот и будет ухаживать.
Вот и весь сказ.