Друзья, сегодня 30 мая, и мы так увлеклись историей русско-японской войны, что чуть не "пропустил" еще одно событие, вполне заслуживающее звание "эпичного"! Как вы уже догадались, речь идет о Ютландском сражении 1916 года, в ходе которого германский и британский линейные флоты проверили друг друга "на прочность". Об этом сражении много написано, еще больше сказано, и пересказано, но при этом его итоги, результаты и ход сражения продолжает вызывать самые ожесточенные споры и дебаты. Не думаю, что стоит здесь устраивать какие либо споры (как мы помним - "в споре истина не рождается, а побеждает, как правило, самый наглый и упертый собеседник"), но обмен мнений с соблюдением правил вежливого общения приветствуется.
При этом прошу обратить внимание, что здесь в статье мы не пересказываем ВЕСЬ Ютландский бой или действие того или иного флота, а сделали попытку более подробно рассмотреть действия одного единственного дредноута - немецкого линейного корабля "Нассау". И, соответственно, все события, которые напрямую не связаны с этим кораблем, всего лишь фон, который поясняет обстановку.
Менее 10 лет отделяет Русско-японскую войну от начала Первой мировой, но за этот короткий период времени технический прогресс и возможности мирового кораблестроения, как и талант инженеров, привели к тому, как пишут многие историки и эксперты, "все линейные корабли, воевавшие в начале века, фактически потеряли свою боевую ценность". На наш взгляд, это заявление излишне преувеличено, но с другой стороны, конечно, появление кораблей иных "пропорций" и иной концепции не могли не сказаться на потенциале флотов.
Причиной тому, как вы уже понимаете, стало появление в британском флоте принципиально нового «типа кораблей» – дредноутов. Хотя англичане всегда являлись законодателем моды в области строительства крупных кораблей, в том числе и линкоров, идеи постройки корабля с единым калибром артиллерии для линейного боя обсуждались и в других флотах мира. Вполне могло бы получиться так, что такие корабли стали бы называть "мичиганами" или "каролинами", а может и "кунибертами",)) (шутка).
Но случилось так как случилось, и в этот раз техническое отставание от владычицы морей было очень большим, и адмиралы европейских стран, осознав масштаб надвигающейся трагедии или увидев шанс, бросились «выбивать» ассигнования у собственных правительств на строительство кораблей нового типа. Все, в том числе и адмиралы Германии, которые давно мечтали завладеть титулом «владычицы морей», при этом немцы холодно «игнорировали» британские изыски и подходы в конструкции кораблей нового типа (взяв за основу только идею), и предпочли идти собственным путем, совершать свои ошибки, а не повторять чужие.
К примеру, общепринято считать, что если англичане старались усилить мореходность и вооружение своих линкоров – фактически строили океанский корабль, то немцы проектировали свои корабли для Северного моря, с небольшой дальностью плаванья, невысокой мореходностью, зато хорошо бронированными. Немцы считали, что бои будут проходить на "небольших" дистанциях до 100 кабельтовых, отсюда и не видели надобности в слишком больших калибрах. Ведь на небольших дистанциях легкий снаряд с высокой начальной скоростью обладает высокой бронепробиваемостью, а меткость при настильной траектории выше. Руководствуясь этими идеями, немцы и закладывали линкоры типа «Нассау» с определенными тактико-техническими характеристиками.
Для справки: на нашем канале опубликовано пять статьей посвященных процессу проектирования и строительства линкоров типа "Нассау", а также особенностям их конструкций, поэтому повторяться не будем. Если не найдете эти статьи - в комментах напишите, поможем.
Вскоре в мире началась «дредноутская гонка», которая могла закончиться только войной, которая вскоре и началась. Соответственно, Ютландское сражение явилось следствием той сумасшедшей гонки, а заодно стало крупнейшим морским сражением Первой мировой войны, да и, возможно, всей мировой истории, с непосредственным участием лихорадочно создаваемых дредноутов и концепций, которые рождались в довоенное время. В этом сражении довелось поучаствовать всем четырем линкорам типа «Нассау», которые к маю 1916 года порядком устарели, но участвовали в битве как актеры второго плана в грандиозной «киноэпопее». Но обо всем по порядку.
Два флота Англии и Германии долгие годы (почти 20 лет) готовились к этой битве, не жалея сил и средств. Словно два закованных в броню рыцаря, вышли на поединок и после начала боя долго кружили друг перед другом, выискивая слабые места в надежде на грубую ошибку противника, так как силы соперников были почти "практически" равны. Хотя, справедливости ради можно заметить, что по численному составу кораблей основных классов британский флот превосходил германский, но здесь нельзя все было считать только количеством боевых единиц. Флоты, которые долго готовились к схватке, стали слишком мощные для нее. Риск того, что в одной единственной схватке флот понесет невосполнимые потери, был крайне велик. Быстро восстановиться уже не получится (даже в мирное время строительство кораблей и подготовка экипажа требовали от государства огромных затрат). Единственная ошибка могла стать последней. Не удивительно, что решающего сражения, которое потом получило название "Ютландское" (в немецкой историографии - сражение у Скагеррака), пришлось ждать целых два года, а пока германский флот, названный Флотом Открытого моря, отстаивался в Гельголандской бухте, ограничиваясь набегами легких сил и эпизодического участия на второстепенных фронтах войны. В то же время британский Гранд Флит наглухо заблокировал выход из Северного моря, перекрыв поставки в Германию важных грузов по этому направлению, и появляться вблизи немецких портов не собирался.
Несмотря на такую ситуацию, линкору «Нассау» довелось повоевать и испытать свои боевые качества. Воспользовавшись бездействием англичан, германское морское командование весной 1915 года перебросило большие силы флота в Балтийское море для поддержки приморского фланга наступающей на Ригу армии. В ходе операций в июне-августе 1915 года германские корабли, среди которых был и линкор «Нассау», совершили прорыв в Рижский залив, форсировав русские минные заграждения в Ирбенском проливе. Однако не имея баз и мест стоянок, немецкие корабли через два дня покинули залив и вернулись на свои базы. В любом случае именно «Нассау» и «Позен» смогли за этот поход записать себе на счет боевые действия с противником, пускай самым сильным из них был русский броненосец «Слава». После этого флот снова сосредоточился в базах на Северном море.
А в вскоре, уже в 1916 году, немецкое командование решило реализовать свои планы генерального сражения с Гранд Флитом, для чего Шеер привлек весь имеющийся в наличии линейный флот. Утром 31 мая 1916 года корабли Флота Открытого моря начали покидать базы и выходить в море, а уже к 15.00 стороны достоверно знали о присутствии противника в море. В 15.20 адмирал Хиппер визуально увидел противника, и в 15.48 немецкие линейные крейсера открыли огонь по английским линейным крейсерам – сражение началось. Мы уже неоднократно рассматривали ход сражения, а действиям линкоров типа «Нассау» мы посвятили целую статью (опубликуем чуть позже), поэтому здесь отметим только некоторые факты, относящиеся к головному кораблю серии, которые еще не были освещены подробно.
Торопясь на помощь Хипперу, линкоры Флота Открытого моря под командованием адмирала Шеера шли поэскадренно, растянутой кильватерной колонной. В голове колонны – 3-я линейная эскадра в составе восьми линкоров типа «Кайзер» и «Кениг» (вместе с флагманом флота), за ними шла 1-я линейная эскадра в составе четырех линкоров типа «Гельголанд» (1-я дивизия) и четырех линкоров типа «Нассау» (2-дивизия). В этой колонне линкор «Нассау» двигался за «Рейнландом», будучи предпоследним дредноутом в строю флота. Замыкала колону немецкого флота 2-я эскадра в составе шести додредноутов типа «Дойчланд» (броненосец «Гессен» относился к типу «Брауншвейг»).
Прибыв на место схватки, около 17.00, Флот Открытого моря не успел развернуться в боевой порядок и шел в колоннах подивизионно, поэтому стрелять могли только головные корабли, да и то из носовых башен. В любом случае попаданий по английским кораблям зафиксировано не было. Пытаясь догнать английские линейные крейсера и линкоры 5-й эскадры, отходящие к главным силам, Шеер приказал увеличить ход до предела, в результате строй линкоров Открытого моря развалился окончательно. И если более быстроходные линкоры 3-й эскадры (21-23 узла) еще следовали за крейсерами Хиппера, то «Нассау», как и все линкоры 1-й эскадры (20,2-20,8 узла), начал отставать. Естественно, стрельба немцев в таких условиях носила хаотичный характер, и серьезных результатов так и не дала.
Немецкие историки задним числом ссылаются на засорение топок шлаком и на усталость кочегаров, что было недалеко от истины. Это как раз относилось к одним из недостатков угольного отопления котлов – чем дольше корабль двигался, тем больше усложнялись условия подачи угля к котлам по мере его сжигания. Подвозчики угля все больше уставали, а между тем трассы подачи угля наоборот удлинялись. Чем дольше корабль шел на всех парах, тем больший путь за углем по длинным лабиринтам должен проделать триммер со своей тачкой. А если же районы корабля с угольными бункерами оказывались под обстрелом и были повреждены, то это создавало еще большие проблемы в подвозе угля. Часто на такие "мелочи" не обращают внимание, считая, что подача топлива (угля) это какой то "эльфийский" процесс, ничем не нарушаемый.
Но факт остается фактом, англичане имели безоговорочное превосходство в скорости. При этом четыре линкора типа «Куин Элизабет» находились под огнем линкоров Шеера почти полчаса, но серьезных повреждений, влияющих на скорость хода, не получили (даже "Уорспайт"). Зато 381-мм орудия британцев нанесли ощутимые повреждения «Гроссер Курфюрсту» и «Маркграфу».
В это время, можно предположить, Шеер понял совершенно очевидное – он не может догнать более быстроходные корабли англичан, а значит, не сможет «нанести поражение части британского флота». Немцам наглядно «аукнулась» ошибочная генеральная линия кораблестроения, выбранная адмиралом фон Тирпицем – германским линкорам не хватило скорости, чтобы догнать англичан, и не хватило огневой мощи, чтобы несколькими попаданиями нанести критический урон.
К 18.30 31 мая 1916 года бой шел своим чередом: 1-я эскадра линкоров вместе с флагманским «Фридрихом дер Гроссе» упражнялась в стрельбе по «Уорспайту», 3-я эскадра линкоров добивала «Дефенс» и «Уорриор», линейные крейсера пытались незаметно уйти со сцены. Именно в этот момент Шеер получил радиограмму, из которой стало понятно, что заветный «Der Tag!» наступил. Линейные флоты противников встретились, в подтверждение весь северный горизонт опоясался линией вспышек, и немцам сразу стало неуютно. Англичане фактически (вероятно еще не осознавая этого) захватили Шеера врасплох, а он даже не успел развернуть свой флот в боевой порядок. Лишь небольшая часть немецких линкоров могла отвечать на огонь англичан. «Кениг», «Гроссер Курфюрст» и «Маркграф» сразу же получили попадания, зато артиллеристы Шеера ни чем похвастаться не могли. 22 германских линкора вытянулись в колонну длиной около 9 миль(и где то ближе к концу этой колонны шел линкор «Нассау»), тогда как 24 английских линкора расположились по дуге длинной менее 6 миль и могли вести сосредоточенный огонь по голове колонны.
Положение немцев ухудшалось с каждой минутой. Англичане уже увидели близкую победу, но Шеер имел еще один не разыгранный «козырь в рукаве». Этот козырь назывался Gefechtskertwendung – альтернативный маневр, при котором первым поворачивал концевой корабль, а остальные клали руль, как только видели, что задний мателот начал поворачивать. Немцы часто на учениях практиковали этот маневр. Поняв, что попал в невыгодное положение, Шеер в 18.33 приказал выполнить «боевой разворот» вправо под прикрытием дымовой завесы эсминцев. Несмотря на различные накладки, маневр удался, и в 18.45 Флот Открытого Моря скрылся из вида, получив необходимую передышку.
Дальше Шеер принимает решение, которому нет объяснения. Выскользнув из смертельной ловушки, он снова захотел сунуть голову в пасть ко льву, и в 18.55 Шеер начинает новый боевой разворот прямо на линию адмирала Джелико. Твердо можно сказать одно: решение германского командующего было продиктовано его видением ситуации. Оно было очень смелым, совершенно неожиданным. В 19.10 германские линкоры и линейные крейсера снова предстали перед изумленными англичанами. Но замешательство британцев было мгновенным, и снова линкоры Шеера попали под мощный обстрел, интенсивность которого быстро возрастала. Вести ответный огонь немцы просто не могли, так как не видели противника в наступающих сумерках.
И вновь Шеер оказался в критическом положении. Поэтому в 19.13 на мачте флагмана появился исторический флажный сигнал: «Линейным крейсерам на врага! Сделать все возможное!», а в 19.18 он приказал линкорам сделать третий Gefechtskertwendung. Вице-адмирал Шеер жертвовал линейными крейсерами, чтобы спасти основной флот.
В этот раз маневр пришлось выполнять под сильным обстрелом: крепко досталось шедшему первым «Кенигу», шедший следующим «Гроссер Курфюрст» получил попадания 4 тяжелых снарядов. Немецкие линкоры сбились в кучу, «Кайзерин» прошел под самым бортом у «Принц-регента Луитпольда» и обрезал корму «Кайзеру». Некоторым линкорам пришлось застопорить машины или даже давать задний ход. И все это под сильнейшим огнем противника. Но немцы смогли и в этот период вырваться из огненного мешка. Показательно, что в ходе этого «самоубийственного маневра» только линкор «Позен» добился единственного попадания 280-мм снарядом в «Принцесс Ройял». Линкору «Нассау» в этот период также не удалось отличиться, однако, по данным К.П. Пузыревского, в ходе дневного боя дредноут получил одно попадание крупного калибра (с какого корабля не установлено). В результате попадания в носовой части корабля в 150-мм бронировании над ватерлинией имелась пробоина шириной 3,5 м, что потребовало снизить ход до ее заделки.
В итоге немцы двинулись на запад, а англичане на юго-восток, для "Нассау" все шло хорошо, но бой на этом не закончился...
Окончание следует.
Источники: Breyer, S. Die ersten Grosskampfschiffe der Kaiserlichen Marine (NASSAU- und HELGOLANDKlasse)/ S.Breyer// Marine-Arsenal, № 17. - 52c.; • Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу/ Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.-384 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Мужеников, В. Линейные корабли Германии. Часть 1. «Нассау», «Вестфален», «Рейнланд», «Позен»/ В.Б.Мужеников.- Самара: АНО «Истфлот», 2005.- 72 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VI.- Огневая мощь и скорость/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2007.- 110 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VII.- Эпоха дредноутов/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2008.- 84 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с.; Печуконис, Н.И. Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики. - М.:Военная книга, 2005.- 104 с.; Шеер, Р. Германский флот в мировую войну 1914-1918/ Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica, 2002.- 672 с.; Хаазе, Г. На «Дерфлингере» в Ютландском сражении/ Г.Хаазе, Р.Шеер// альманах «Корабли и сражения» - СПб, 1995.- С.38-73.