Найти в Дзене
С Богом по жизни

“И ВСПОМНИЛ БОГ О НОЕ...”

“И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились” (Быт. 8:1).

БОЖЬЯ МИЛОСТЬ

Бог вспомнил о Ное и проявил милость. После многомесячного плавания ковчега по морю Господь продемонстрировал божественную заботу и верность Ною и другим пассажирам ковчега, послав сильный ветер на землю, чтобы вода убыла. И еще Он закрыл «источники бездны и окна небесные», чтобы вода больше не поступала на землю (Быт. 8:1-5). Эти милостивые действия Бога стали поворотной точкой для находившихся в ковчеге. Когда они ещё боролись за выживание, преодолевая опасности, Господь дал им основание для надежды, что воды потопа, наконец, прекратят свою разрушительную работу. Вода не только начала отступать, но также — спустя несколько месяцев — ковчег остановился на горе. В первый день десятого месяца из воды показались вершины других гор (Быт. 8:4, 5). Все это подтверждало верность Господа Своему обещанию спасти находившихся в ковчеге от водной могилы.

Яхве доказал верность обещанию, которое Он дал Ною и его семье. В более поздней иудейской истории было заявлено, что вера Божьего народа основывается на Божьей верности Его заветным обетованиям (Втор. 7:9; Пс. 35:5; 39:11; Ис. 49:7; Плач. 3:22-26). В Пс. 88, где верность Господа превозносится больше, чем где-либо еще в Ветхом Завете (семь раз в 88:1, 2, 5, 8, 24, 33, 49), псалмопевец с трудом примиряет эту теологическую концепцию с суровой действительностью вавилонского плена. Ему кажется, что Бог «пренебрег заветом», который Он заключил с родом Давида, позволив повергнуть его «венец» и «престол» «на землю» (Пс. 88:40, 45). Войска Господнего «помазанника» (царя) разбиты и посрамлены, а стены Иерусалима разрушены (Пс. 88:39-41). Псалмопевец просто не понимает, как Бог мог позволить такой трагедии случиться с Его народом, и потому ставит под сомнение Господни «милости» и Его «истину» (Пс. 88:50).

Напоминая, что Бог должен быть верен, и утопая в жалости к себе, то есть к нации, псалмопевец грешит, намекая, что Бог отказался от Своих обещаний. Это явное заблуждение, потому что Бог никогда не предполагал, что Его верность завету должна восприниматься как безусловное обещание вне зависимости от ответных действий Его народа, как позже думали многие в Израиле. Божьи заветы всегда требовали веры и послушания от Его народа, если он желал иметь обещанные благословения.

Моисей открыто говорил об этом в своих проповедях Израилю, после того как народ сорок лет проскитался в пустыне. Он заранее предупреждал их, что, войдя в землю обетованную и овладев ею, они не должны злоупотреблять Божьей благодатью. Он говорил, что если они станут служить идолам, то потеряют землю и будут рассеяны среди других народов (Втор. 4:22-28; 6:10-15; 8:11-20; 11:1-17; 28:1-37; 30:15-20; 32:4, 5, 15-22, 44-47). Ной явно не думал, что Бог благословит и спасет находящихся в ковчеге независимо от того, доверятся ли они Его повелениям и исполнят ли их. В рассказе нет даже намека на то, что за все их долгое пребывание в судне они бы роптали и жаловались, как позже Израиль в пустыне (Исх. 14:11, 12; 15:22-26; 16:1-12; 17:1-7; 32:1-9; Чис. 11:1-9; 14:1-4).

ВЕРА НОЯ

Ной доверился Богу и терпеливо ждал, не теряя надежды. Удобства в ковчеге, наверняка минимальные и примитивные, были предназначены не для комфорта, а только для сохранения жизни людей и животных. Однако Ной, по всей видимости, не сетовал на то, что приходится долгие месяцы проводить в море. Он не потерял веры и не обвинял Господа в том, что Он оставил его семью и почти год не разговаривал с ним. Более того, Ной не покинул в импульсивной спешке ковчег, даже когда судно остановилось на вершине горы. Терпеливо и послушно он использовал разные способы выяснения, каковы условия для жизни его семьи.

Чтобы проверить ситуацию, Ной вначале выпустил ворона, который все время отлетал и прилетал, но в ковчег не вернулся. Затем, каждый раз подождав одну неделю, он трижды посылал голубя. Во второй раз птица вернулась с масличным листом, а в третий уже не возвратилась на судно. Так Ной узнал, что вода убыла, и, наверное, сделал вывод, что земля достаточно обсохла, чтобы на ней могли жить люди и животные. Тем не менее, он продолжал терпеливо ждать команды от Господа, прежде чем позволить людям и другим творениям выйти из ковчега.

Автор книги Бытия не говорит нам, сколько раз Ной был вынужден отвечать на вопросы семьи, почему им еще нельзя выходить в свежеочищенный мир, чтобы начать жить заново. Поскольку с того времени, как они вошли в ковчег, прошел почти год, то, наверное, не слишком самонадеянно думать, что ему пришлось настойчиво просить их потерпеть и подождать Божьего указания относительно подходящего времени для выхода всех пассажиров из места их убежища (8:6–13).

Вот такого терпеливого ожидания с надеждой и желает Господь от Своего народа в каждом веке — ожидания Его последнего слова, которое возвестит о новом небе и новой земле. В I веке Иаков писал христианам из иудеев, терпевших притеснения от рук богатых и влиятельных землевладельцев. Он увещевал их такими словами: «Итак, братья, будьте долготерпеливы до пришествия Господнего. Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7). Конечно, земледелец должен был не только ждать дождя, чтобы проклюнулось семя и выросло растение, но и ждать с надеждой все зимние и весенние месяцы, пока растения произведут зерно и оно созреет для жатвы. Так как Иисус сказал, что «жатва есть кончина века» (Мф. 13:39), то новозаветные авторы имели все основания использовать этот образ в своих наставлениях (см. 2 Тим. 2:6, 8-10; 4:6-8). Так и Ной с семьей должны были терпеливо ждать Божьего назначенного времени, чтобы войти в свой новый мир.

Автор Послания к евреям тоже привел веру и терпеливую надежду Ноя в пример христианам, боровшимся за выживание в трудных обстоятельствах (Евр. 11). Он сказал, что «вера… есть осуществление [содержание] ожидаемого и уверенность [свидетельство] в невидимом» (Евр. 11:1). Ной верил, что Бог усмотрит новое начало для земли, после того как она будет очищена от всякого зла и нечестия. Хотя Ной никогда не видел такого очищенного мира, его вера придавала содержание его надежде, так что он мог действовать в соответствии с ней. Его вера была основана на том, свидетелем чего он уже был: на великих деяниях Бога, когда Он, как и обещал, навел потоп на землю. Прошлые действия Бога гарантировали будущие результаты в части нового творения, которые, верил Ной, он увидит, и этого свидетельства ему было достаточно, чтобы и дальше повиноваться Господу в надежде иметь «невидимое» (Евр. 11:7).

БЛАГОДАРНОСТЬ НОЯ

Получив команду от Бога, Ной с благодарностью вышел из ковчега. В нужное время Бог снова заговорил и велел Ною выйти с семьей из ковчега. Он должен был взять с собой всех птиц, животных и пресмыкающихся, чтобы они снова начали плодиться и размножаться на земле. Ной вышел из ковчега с благодарностью за Божью милость и благодать, спасшие его и всех обитателей судна от бурных вод потопа. Он очень хорошо знал, что спасся с семьей не благодаря собственной находчивости, усилиям и трудам. Своей жизнью они были всецело обязаны Богу. Конечно, они должны были безраздельно довериться Богу, чтобы исполнить все Его указания, касающиеся приготовлений, строительства ковчега, размещения животных и так далее, но всего этого было бы недостаточно, если бы они не вверили свою жизнь в полной мере Господу.

Естественной реакцией Ноя на это спасение было с благодарностью и восхвалением поклониться Господу, принеся Ему в жертву птиц и животных. Из чистых животных и птиц Ной выбрал всесожжения. Они были полностью сожжены на жертвеннике. Сегодня Бог желает от Своего народа того же, что продемонстрировал Ной, однако теперь вместо мертвых животных Ему нужны живые жертвы. Мы должны ежедневно и полностью приносить свою жизнь в жертву для служения Ему из благодарности за то, что Он сделал для нас через Христа (Рим. 12:1, 2; см. Евр. 13:15, 16).

Псалмы