Найти тему

Итальянцы в России. Паннини, Каналетто, Мариески, Мола - в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Итальянской живописи принадлежит особое место в истории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поскольку именно с нее начиналось формирование его картинной галереи. Основатель музея Иван Владимирович Цветаев, задумавший создать при Московском университете музей слепков с произведений классической скульптуры, еще до его открытия пришел к выводу о необходимости включения в экспозицию оригиналов, в первую очередь живописи. Окончательный перелом в его взглядах произошел в конце 1900-х годов, когда музею были предложены ценные собрания подлинных произведений. Среди них состоящая из уникальных памятников итальянской живописи XIV-XV веков коллекция дипломата М.С. Щекина, положившая начало собранию живописи. В 1924 году картинная галерея музея обрела статус самостоятельного раздела. (Источник: http://www.italian-art.ru/).

Так, на примере нескольких картин итальянских художников XVII-XVIII веков сегодня мы продолжим экскурсию по российской сокровищнице шедевров искусства - музею ГМИИ имени А.С.Пушкина. И начнем с имени Джованни Паоло Паннини - яркого представителя эпохи барокко.

Портрет Джованни Паоло Паннини. Фото из открытых источников.
Портрет Джованни Паоло Паннини. Фото из открытых источников.

Художник известен своими изображениями архитектурных фантазий, в основном руин вымышленных античных сооружений. Образцом таких фантазий служит картина "Сивилла предсказывает рождение Христа".

"Сивилла предсказывает рождение Христа", 1743 год, Джованни Паоло Паннини.
"Сивилла предсказывает рождение Христа", 1743 год, Джованни Паоло Паннини.

Картина представляет собой величественную перспективу античных руин, стоящих по обе стороны от широкой улицы-площади. Перспектива замкнута аркой неких врат. Указывая вдаль перспективы, Сивилла предрекает рождение Иисуса.

Сивиллами (встречается также вариант сибиллами) в Древней Греции называли пророчиц, которые нередко посвящали свою жизнь служению богам. Не исключено, что изначально Сивилла было именем собственным, однако в мифах используется как определение призвания женщины, своего рода профессии. Предсказания сивилл нередко играли важную роль в исходе исторических событий, великих сражениях и переменах, происходивших в обществе. (Источник: https://musaget.ru/sivilly-velikie-prorochitsy-drevney-gretsii).

«Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» , около 1730 года, Джованни Антонио Каналь.
«Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» , около 1730 года, Джованни Антонио Каналь.

«Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» — картина итальянского художника, главы венецианской школы ведутистов (жанр западноевропейской живописи и графики) Джова́нни Анто́нио Кана́ля, известного под именем Канале́тто. На холсте изображено возвращение венецианской церемониальной галеры с праздничного обряда бросания золотого кольца в воду, символизирующего обручение Венеции с Адриатическим морем. Своеобразный обряд должен был благоприятствовать флоту, развитию торговли и процветанию города.

В отличие от большинства художников того времени, Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои городские виды непосредственно с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии он стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Пейзажи того периода отличаются детально точным изображением конкретного вида местности с определённой точки зрения. (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Возвращение_Бучинторо_к_молу_у_Дворца_дожей).

"Вид Большого Канала в Венеции с Фондамента дель Вин", Микеле Мариески, 1750-е гг.
"Вид Большого Канала в Венеции с Фондамента дель Вин", Микеле Мариески, 1750-е гг.

Микеле Мариески  — венецианский художник XVIII века. Писал пейзажи городов, как реальные, так и фантастические «каприччио». Часто упоминается в качестве мастера изображения иллюзорных архитектурных пейзажей. Мариески не принадлежал к числу наиболее прославленных художников-пейзажистов Венеции: мастеров ведуты, таких как Каналетто или Франческо Гварди, чью славу поддерживали творческая производительность и соответствие вкусам иностранных меценатов. Чтобы удержать изменчивый успех, Бернардо Беллотто переезжал из одной страны в другую и даже умер не на родине.

"Гомер, диктующий свои поэмы", Пьер Мола, между 1660-1666 гг.
"Гомер, диктующий свои поэмы", Пьер Мола, между 1660-1666 гг.

Пьер Франческо Мола (9 февраля 1612  — 13 мая 1666) — итальянский художник академического направления римской школы. Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажи с фигурами, портреты. Также работал в техниках фрески и офорта. С 1662 года возглавлял Академию Святого Луки в Риме. (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мола,_Пьер_Франческо).

Древнегреческий поэт-сказитель Гомер был и остается первым поэтом античности, произведения которого дошли до нашего времени, но нет достоверных данных ни о внешности мыслителя, ни о происхождении. Живописец Пьер Мола своим художественным мастерством словно оживил отрезок вечера или раннего утра, когда поэт диктует подмастерья свои мысли. Быть может, он произносит своему помощнику строки из "Одиссеи" и "Иллиады"?... Усталый, но спокойный взгляд Гомера устремлен в сторону, а книги и листы с записями на переднем плане картины говорят об активной деятельности, и юноша еле поспевает записывать строки, которые станут впоследствии легендарными.

В каждой статье я пишу о необходимости сокращения дистанции от "я не понимаю для чего мне это?" до "я вижу, чувствую силу искусства!" Зачем это нужно? Ответов множество. Но одним из аргументов служит уникальное свойство искусства - содействовать гибкости нашего мышления! Многие из нас привыкли жить и мыслить по принципу "просто и понятно, а то, что не умещается в границы понимания, то и не интересно". Я не стану нудеть и доказывать обратное. Просто попробуйте вместо 2-3 часов "залипания" в соцсетях сходить в театр, музей или художественную галерею. Такая регулярная тренировка мозга не заставит ждать положительного эффекта. Ваш интеллектуальный уровень будет расти. Но есть один минус - вам станет не интересно общаться с теми знакомыми, друзьями, кто не стремится к развитию. Главный вопрос - что перевесит? Страх одиночества или желание самосовершенствоваться!....

Автор Анна Литовка.

Блог о многогранной красоте искусства