Итальянской живописи принадлежит особое место в истории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поскольку именно с нее начиналось формирование его картинной галереи. Основатель музея Иван Владимирович Цветаев, задумавший создать при Московском университете музей слепков с произведений классической скульптуры, еще до его открытия пришел к выводу о необходимости включения в экспозицию оригиналов, в первую очередь живописи. Окончательный перелом в его взглядах произошел в конце 1900-х годов, когда музею были предложены ценные собрания подлинных произведений. Среди них состоящая из уникальных памятников итальянской живописи XIV-XV веков коллекция дипломата М.С. Щекина, положившая начало собранию живописи. В 1924 году картинная галерея музея обрела статус самостоятельного раздела. (Источник: http://www.italian-art.ru/).
Так, на примере нескольких картин итальянских художников XVII-XVIII веков сегодня мы продолжим экскурсию по российской сокровищнице шедевров искусства - музею ГМИИ имени А.С.Пушкина. И начнем с имени Джованни Паоло Паннини - яркого представителя эпохи барокко.
Художник известен своими изображениями архитектурных фантазий, в основном руин вымышленных античных сооружений. Образцом таких фантазий служит картина "Сивилла предсказывает рождение Христа".
Картина представляет собой величественную перспективу античных руин, стоящих по обе стороны от широкой улицы-площади. Перспектива замкнута аркой неких врат. Указывая вдаль перспективы, Сивилла предрекает рождение Иисуса.
Сивиллами (встречается также вариант сибиллами) в Древней Греции называли пророчиц, которые нередко посвящали свою жизнь служению богам. Не исключено, что изначально Сивилла было именем собственным, однако в мифах используется как определение призвания женщины, своего рода профессии. Предсказания сивилл нередко играли важную роль в исходе исторических событий, великих сражениях и переменах, происходивших в обществе. (Источник: https://musaget.ru/sivilly-velikie-prorochitsy-drevney-gretsii).
«Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» — картина итальянского художника, главы венецианской школы ведутистов (жанр западноевропейской живописи и графики) Джова́нни Анто́нио Кана́ля, известного под именем Канале́тто. На холсте изображено возвращение венецианской церемониальной галеры с праздничного обряда бросания золотого кольца в воду, символизирующего обручение Венеции с Адриатическим морем. Своеобразный обряд должен был благоприятствовать флоту, развитию торговли и процветанию города.
В отличие от большинства художников того времени, Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои городские виды непосредственно с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии он стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Пейзажи того периода отличаются детально точным изображением конкретного вида местности с определённой точки зрения. (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Возвращение_Бучинторо_к_молу_у_Дворца_дожей).
Микеле Мариески — венецианский художник XVIII века. Писал пейзажи городов, как реальные, так и фантастические «каприччио». Часто упоминается в качестве мастера изображения иллюзорных архитектурных пейзажей. Мариески не принадлежал к числу наиболее прославленных художников-пейзажистов Венеции: мастеров ведуты, таких как Каналетто или Франческо Гварди, чью славу поддерживали творческая производительность и соответствие вкусам иностранных меценатов. Чтобы удержать изменчивый успех, Бернардо Беллотто переезжал из одной страны в другую и даже умер не на родине.
Пьер Франческо Мола (9 февраля 1612 — 13 мая 1666) — итальянский художник академического направления римской школы. Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажи с фигурами, портреты. Также работал в техниках фрески и офорта. С 1662 года возглавлял Академию Святого Луки в Риме. (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мола,_Пьер_Франческо).
Древнегреческий поэт-сказитель Гомер был и остается первым поэтом античности, произведения которого дошли до нашего времени, но нет достоверных данных ни о внешности мыслителя, ни о происхождении. Живописец Пьер Мола своим художественным мастерством словно оживил отрезок вечера или раннего утра, когда поэт диктует подмастерья свои мысли. Быть может, он произносит своему помощнику строки из "Одиссеи" и "Иллиады"?... Усталый, но спокойный взгляд Гомера устремлен в сторону, а книги и листы с записями на переднем плане картины говорят об активной деятельности, и юноша еле поспевает записывать строки, которые станут впоследствии легендарными.
В каждой статье я пишу о необходимости сокращения дистанции от "я не понимаю для чего мне это?" до "я вижу, чувствую силу искусства!" Зачем это нужно? Ответов множество. Но одним из аргументов служит уникальное свойство искусства - содействовать гибкости нашего мышления! Многие из нас привыкли жить и мыслить по принципу "просто и понятно, а то, что не умещается в границы понимания, то и не интересно". Я не стану нудеть и доказывать обратное. Просто попробуйте вместо 2-3 часов "залипания" в соцсетях сходить в театр, музей или художественную галерею. Такая регулярная тренировка мозга не заставит ждать положительного эффекта. Ваш интеллектуальный уровень будет расти. Но есть один минус - вам станет не интересно общаться с теми знакомыми, друзьями, кто не стремится к развитию. Главный вопрос - что перевесит? Страх одиночества или желание самосовершенствоваться!....
Автор Анна Литовка.