Существует широко известный миф ушу, рассказывающей о боевых монахах из Шаолиня, которые своими шестами помогли генералу Ци Цзигуану защитить страну от вторжения японских пиратов и в период Мин.
Что занятно, что в данном мифе объективно лишь указание исторического периода. Всё остальное - это уже народный нарратив.
Здесь всё не так: хотя в и литературе и современном кино злобным самураям и ронинам, мастерам фехтования с острыми катанами храбро противостоят благонравные монахи буддисты с деревянными шестами.
Хотя даже хроники той непростой поры указывают: в пираты шел обычный сброд, пытавшийся таким образом убежать от тягостей повседневной крестьянской жизни. И не только из Японии, но и Кореи, а главное - из самого Китая. Именно этим беглецам-перебежчикам, хорошо знающие местность, расположение сторожевых гарнизонов и удобные бухты для высадки, и удавалось обеспечивать эффективность этих пиратских рейдов, которые стремились успешно пограбить прибрежные районы и вступление в открытое противостояние с армией не было их основной целью, как бы нам сейчас это не показывали в кино.
К XVI веку пираты, номинально именовавшиеся «вокоу» (倭寇 wōkòu), в основном были не японцами, а китайцами. Согласно хронике «История Мин» (明史 míngshǐ - историческая работа о династии Мин с 1368 по1661 год, автор Чжан Тинъюй, опубликована в 1739 году во времена династии Цин и состоит из 332 свитка), только тридцать процентов на интересующий нас момент были японцами, а семьдесят процентов были этническими китайцами. Более того, именно китайцы играли ведущую роль в этих набегах, а вот японцы и представители других национальностей были по сути просто сообщниками или наемными работниками. Но про тактику и национальный состав пиратов - как-нибудь в другой раз, сегодня - не об этом!
Другой важный момент, это акцент на личности Ци Цзигуана, который несомненно был видным участником тех событий, однако по факту окончательное решение проблемы - это результат совместной работы нескольких военачальников. Начнем с того, что уже около 1550 года на юго-восточном побережье уже слишком часто появлялись японские пираты, а правительственные войска оказались не эффективными в борьбе с ними. В 1552 году наместник провинции Шаньдун Ван Юй (王忬 Wáng Yù 1507-1560) был вызван в Чжэцзян в качестве главного координатора вооруженных сил. Ван Ю подтянул к делу таких выдающихся и талантливых военных, как Юй Дайю (俞大猷 Yú Dàyóu 1503-1579) и Тан Кэкуана (湯克寬 Tāng Kèkuān (?—1576), а также освободил Лу Тана (卢镗 Lú Tāng 1505-1577) из камеры смертников, чтобы использовать его предыдущий опыт борьбы с вокоу. В это время двор назначил Ху Цзунсяня главнокомандующим в борьбе с японцами, и тот набрал для решения вопроса знающих людей.
Например Лу Тана из приговоренного к смертной казни сделал заместителем главнокомандующего армий провинций Цзянсу и Чжэцзяна .
Нам же в рамках данного повествования интересен другая креатура Ху Цзунсяня - Чжэн Жоцзэн, военный специалист, к тому времени составлявший карты побережья и занимавшийся вопросами береговой охраны.
Его концепция береговой охраны сильно отличалась от прежних веяний:
Если вы хотите плыть по океану, вы должны сначала покорить океан
欲航行于大洋,必先战胜于大洋
Но главное - он автор «Записей о главных победах монахов-воинов» (僧兵首捷记 Sēngbīng shǒu jié jì), наиболее известного упоминания про успехи боевых монахов против пиратов.
Однако сейчас цифровизация архивов позволяет взглянуть на те события несколько шире, вот и мы сегодня постараемся разобрать историю про шаолиньских монахов с их шестами, было это или нет? И если было, то как?...
Но давайте поговорим подробнее о воинах-монахах того же периода династии Мин.
Важно для понимания, что озвученную выше проблему монастырей как богатых феодалов, активно вмешивающихся в общественную жизнь и при этом оспаривающих исключительное право государства на насилие, в Поднебесной осознали довольно рано. Аналогично действиям Ода Нобунага в Энрякудзи, еще в 446 году император Северной Вэй (386-535) устроил разоружение и тотальную резню буддийских монахов в Чанъане. И это был не единственный в истории Китая, подробно рассказывали в статье «Три бедствия У», или гонения на буддизм в Китае.
С 574 года для контроля над монастырями вводится специальный Департамент, и причины были очень серьезными: даосские и буддийские монастыри становились крупными феодалами, с накопленными значительными материальными ценностями и большими сельскохозяйственными угодьями, где трудились многочисленные арендаторы и субарендаторы, включая такой оксюморон, как «буддийские рабы» (佛家奴 fójiānú).
Но нам важно, что с переходом под государственный контроль и управление, монастырские войска становятся просто аналогом деревенского ополчения, управляемого не настоятелем или главой поселения, но военным наместником, то есть государственным чиновником.
Однако нет четкого понимания распространённости таких войск, фактического количества личного состава и вооружения. В «Записях военной истории Мин» (明史兵志 Míngshǐ bīng zh) указано всего лишь три столь крупных обители, которые могли и которым было разрешено содержать монастырские войска:
僧兵,有少林、伏牛、五台 Sēngbīng, yǒu shàolín, fúniú, wǔtái
Это храм Шаолинь, и монастыри на Утайшань и Фунюшань.
Храм Юньянсы (云岩寺 yúnyánsì) на горе Спрятавшегося быка в уезде Сун (嵩县 sōng xiàn) провинции Хэнань был важным буддийским объектом в Китае ещё со времен династии Юань, одной из священных буддийских гор вместе с Утайшань, Эмэй и Шаоши.
В храме Юньянсы в годы Мин находилось неопределенное количество вооруженных воинов-монахов. Исторических записей об этой армии монахов Фунюшань очень мало, поэтому учитывая географическое ряд современных исследователей высказывают довольно логичную версию о влиянии Шаолиня, но документальных свидетельств этому нет. Хотя
Чжэн Жоцзэн в работе «Освоение правобережья реки Янцзы» (江南经略 jiāngnán jīng lüè) пишет, что монахи Фунюшань учились в Шаолине. Причем задачи у них были разные - монахи Фунюшань должны были подавлять восстания горнорабочих, а вот на Утайшань наследовали копейное искусство семьи Ян:
夫今之武艺,天下莫不让少林焉,其次为伏牛,要之伏牛诸僧,亦因御矿徒而学于少林者尔。其次为五台,五台之传本自杨氏,世所传杨家枪是也
Что самое интересное, там же и в туже эпохув Фунюшань были куда более известные солдаты маохулуцзюнь (毛葫芦军 Máo húlu jūn), представлявшие на тот момент вооруженные силы местных помещиков. В исторической хронике «Юань ши» (元史 yuánshǐ) минского историка Сун Ляня (1310-1381) записано:
На тринадцатом году правления Чжэнчжэна [девиз правления с 1341 по 1370] в Наньяне, Дэнчжоу и других местах было создано тысячи дворов, местные жители были набраны в войска и освобождены от своих обязанностей. Это сельское территориальное ополчение назвали маохулуцзюнь.
Это было время, когда страна переживала кризис и нестабильность, вызванные войнами и внутренними конфликтами. В такой ситуации, местные помещики, которые были богатыми землевладельцами и обладали значительной властью и ресурсами в своих регионах, создавали ополчение для защиты своих интересов и территорий. Основной целью была защита от нападений бандитов и других недоброжелателей. Ополченцы были вооружены простым оружием, таким как копья и мечи-дао, и обучены лишь основам военного дела.
Маохулуцзюнь также использовался для укрепления власти помещиков, для защиты правительства и поддержки его политики, для подавления любых проявлений неповиновения или бунтов. В том числе, и чтобы противостоять японским пиратам.
Вполне логично, что чиновники и военачальники не доверяли монахам, явившимся в войска после призыва императора на борьбу с пиратами. В книге Чжэн Жоцзэна «Записи о главных победах монахов-воинов» записано, что они решили организовать соревнование по боевым искусствам, чтобы испытать монахов-воинов:
Перед битвой при Ханчжоу местные чиновники и генералы сомневались в боевых искусствах монахов и солдат, поэтому они организовали соревнование в Юнцзиньмэнь. Они пригласили именитого монаха и заранее тайно устроили засаду, для которой пригласили восемь учителей боевых искусств.
Продолжение следует! :)