Найти тему
Секреты Старого Китая

О японских пиратах и монахах-воинах

Существует широко известный миф ушу, рассказывающей о боевых монахах из Шаолиня, которые своими шестами помогли генералу Ци Цзигуану защитить страну от вторжения японских пиратов и в период Мин.

Что занятно, что в данном мифе объективно лишь указание исторического периода. Всё остальное - это уже народный нарратив.

Здесь всё не так: хотя в и литературе и современном кино злобным самураям и ронинам, мастерам фехтования с острыми катанами храбро противостоят благонравные монахи буддисты с деревянными шестами.

Хотя даже хроники той непростой поры указывают: в пираты шел обычный сброд, пытавшийся таким образом убежать от тягостей повседневной крестьянской жизни. И не только из Японии, но и Кореи, а главное - из самого Китая. Именно этим беглецам-перебежчикам, хорошо знающие местность, расположение сторожевых гарнизонов и удобные бухты для высадки, и удавалось обеспечивать эффективность этих пиратских рейдов, которые стремились успешно пограбить прибрежные районы и вступление в открытое противостояние с армией не было их основной целью, как бы нам сейчас это не показывали в кино.

К XVI веку пираты, номинально именовавшиеся «вокоу» (倭寇 wōkòu), в основном были не японцами, а китайцами. Согласно хронике «История Мин» (明史 míngshǐ - историческая работа о династии Мин с 1368 по1661 год, автор Чжан Тинъюй, опубликована в 1739 году во времена династии Цин и состоит из 332 свитка), только тридцать процентов на интересующий нас момент были японцами, а семьдесят процентов были этническими китайцами. Более того, именно китайцы играли ведущую роль в этих набегах, а вот японцы и представители других национальностей были по сути просто сообщниками или наемными работниками. Но про тактику и национальный состав пиратов - как-нибудь в другой раз, сегодня - не об этом!

Другой важный момент, это акцент на личности Ци Цзигуана, который несомненно был видным участником тех событий, однако по факту окончательное решение проблемы - это результат совместной работы нескольких военачальников. Начнем с того, что уже около 1550 года на юго-восточном побережье уже слишком часто появлялись японские пираты, а правительственные войска оказались не эффективными в борьбе с ними. В 1552 году наместник провинции Шаньдун Ван Юй (王忬 Wáng Yù 1507-1560) был вызван в Чжэцзян в качестве главного координатора вооруженных сил. Ван Ю подтянул к делу таких выдающихся и талантливых военных, как Юй Дайю (俞大猷 Yú Dàyóu 1503-1579) и Тан Кэкуана (湯克寬 Tāng Kèkuān (?—1576), а также освободил Лу Тана (卢镗 Lú Tāng 1505-1577) из камеры смертников, чтобы использовать его предыдущий опыт борьбы с вокоу. В это время двор назначил Ху Цзунсяня главнокомандующим в борьбе с японцами, и тот набрал для решения вопроса знающих людей.
Например Лу Тана из приговоренного к смертной казни сделал заместителем главнокомандующего армий провинций Цзянсу и Чжэцзяна .

Каменная статуя Ху Цзунсяня (胡宗宪 Hú Zōngxiàn, 1512-1565), 1538 году он вошел в тройку лучших из сдавших экзамен на воинский аналог цзиньши, а как мы помним - Атлетическая система традиционной подготовки офицеров империи Цин с экзаменационными камнями и тугими луками зародилась как раз еще в те времена. Во время правления императора Шицзуна Ху был заключен в тюрьму, где покончил жизнь самоубийством, после чего реабилитирован. Что интересно - он прямой предок Ху Цзиньтао, бывшего генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая.
Каменная статуя Ху Цзунсяня (胡宗宪 Hú Zōngxiàn, 1512-1565), 1538 году он вошел в тройку лучших из сдавших экзамен на воинский аналог цзиньши, а как мы помним - Атлетическая система традиционной подготовки офицеров империи Цин с экзаменационными камнями и тугими луками зародилась как раз еще в те времена. Во время правления императора Шицзуна Ху был заключен в тюрьму, где покончил жизнь самоубийством, после чего реабилитирован. Что интересно - он прямой предок Ху Цзиньтао, бывшего генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая.

Нам же в рамках данного повествования интересен другая креатура Ху Цзунсяня - Чжэн Жоцзэн, военный специалист, к тому времени составлявший карты побережья и занимавшийся вопросами береговой охраны.

Чжэн Жоцзэн (郑若曾 Zhèng Ruòcéng, 1503-1570), которого современные военные эксперты из разных стран считают самым глубоким военным стратегом в династии Мин. Он использовал знания географии для проведения глубоких и обширных исследований и сформулировал ряд стратегий, чтобы противостоять нашествию пиратов. Вместе со знаменитым Тан Шунжи он участвовал в разработке системы береговой охраны, был одним из наиболее известных военных стратегов того времени и лично участвовал в войне с пиратами, о чем оставил записи.  Его фундаментальная работа по Японии (日本图纂
Rìběn tú zuǎn) рассказывается об истории и географии Японии,  истории взаимоотношений с Китаем, японских кораблях, мечах и методах вторжения.
Чжэн Жоцзэн (郑若曾 Zhèng Ruòcéng, 1503-1570), которого современные военные эксперты из разных стран считают самым глубоким военным стратегом в династии Мин. Он использовал знания географии для проведения глубоких и обширных исследований и сформулировал ряд стратегий, чтобы противостоять нашествию пиратов. Вместе со знаменитым Тан Шунжи он участвовал в разработке системы береговой охраны, был одним из наиболее известных военных стратегов того времени и лично участвовал в войне с пиратами, о чем оставил записи. Его фундаментальная работа по Японии (日本图纂 Rìběn tú zuǎn) рассказывается об истории и географии Японии, истории взаимоотношений с Китаем, японских кораблях, мечах и методах вторжения.
В другой его работе ( 筹海图编 Chóu hǎi tú biān) записаны подробные исторические сведения о японских вторжениях и представлено первое полное представление о современной эпохе морской обороне Китая. Эта работа широко распространилась и имела большое влияние даже в Японии, Корее и других странах Азии.
В другой его работе ( 筹海图编 Chóu hǎi tú biān) записаны подробные исторические сведения о японских вторжениях и представлено первое полное представление о современной эпохе морской обороне Китая. Эта работа широко распространилась и имела большое влияние даже в Японии, Корее и других странах Азии.

Его концепция береговой охраны сильно отличалась от прежних веяний:

Если вы хотите плыть по океану, вы должны сначала покорить океан
欲航行于大洋,必先战胜于大洋

Но главное - он автор «Записей о главных победах монахов-воинов» (僧兵首捷记 Sēngbīng shǒu jié jì), наиболее известного упоминания про успехи боевых монахов против пиратов.

Однако сейчас цифровизация архивов позволяет взглянуть на те события несколько шире, вот и мы сегодня постараемся разобрать историю про шаолиньских монахов с их шестами, было это или нет? И если было, то как?...

У нас есть хороший пример из соседней страны, которая веками осуществляла культурные заимствования из Поднебесной. Речь конечно же про японских монахов-воинов. Это были монастырские войска, созданные монастырями - крупными  феодалами. При этом бойцы таких отрядов не обязательно сами являлись монахами. Такое ополчение набирали обычно из монахов низшего уровня, фермеров на монастырских землях, местных преступников и всяческого отребья. Такие войска окончательно сформировались в конце периода Хэйан (平安时代 píng’ān shídài, 794-1185). На пике своего могущества знаменитые японские храмы, такие как Тодайдзи в Наре (东大寺 dōngdàsì), Хонгандзи (本愿寺 běnyuànsì), Энрякудзи (延历寺 yánlìsì) и Кофукудзи (兴福寺 xìngfúsì), владели значительными земельными наделами и поэтому могли содержать тысячи монахов-воинов. В те времена представители японской королевской семьи и местных даймё порой предпочитали становиться монахами, что усиливало могущество таких храмов. Будучи мощной военной силой, формально независимой от светского мира, монахи-воины играли важную роль в борьбе между императорской властью, дворянством и сектами в Японии на протяжении веков. Такие хорошо подготовленные воины в бою были не менее сильны, чем известные всем вам самураи. Такой непорядок продолжался до тех пор, пока за дело основательно взялся Ода Нобунага (織田 信長, 1534-1582), в итоге за сожжение храма Энрякудзи получивший прозвище прозвище «Враг Будды» (佛敌 fú dí) и «Повелитель Демонов Шестого Неба» (第六天魔王 dì liù tiān mówáng), то есть злейший враг Будды. Затем эту реформаторскую деятельность продолжили Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, сократив владения таких храмов, подавив монастырские войска и конфисковав оружие, тем самым окончательно искоренив как явление монахов-воинов в Японии.
У нас есть хороший пример из соседней страны, которая веками осуществляла культурные заимствования из Поднебесной. Речь конечно же про японских монахов-воинов. Это были монастырские войска, созданные монастырями - крупными феодалами. При этом бойцы таких отрядов не обязательно сами являлись монахами. Такое ополчение набирали обычно из монахов низшего уровня, фермеров на монастырских землях, местных преступников и всяческого отребья. Такие войска окончательно сформировались в конце периода Хэйан (平安时代 píng’ān shídài, 794-1185). На пике своего могущества знаменитые японские храмы, такие как Тодайдзи в Наре (东大寺 dōngdàsì), Хонгандзи (本愿寺 běnyuànsì), Энрякудзи (延历寺 yánlìsì) и Кофукудзи (兴福寺 xìngfúsì), владели значительными земельными наделами и поэтому могли содержать тысячи монахов-воинов. В те времена представители японской королевской семьи и местных даймё порой предпочитали становиться монахами, что усиливало могущество таких храмов. Будучи мощной военной силой, формально независимой от светского мира, монахи-воины играли важную роль в борьбе между императорской властью, дворянством и сектами в Японии на протяжении веков. Такие хорошо подготовленные воины в бою были не менее сильны, чем известные всем вам самураи. Такой непорядок продолжался до тех пор, пока за дело основательно взялся Ода Нобунага (織田 信長, 1534-1582), в итоге за сожжение храма Энрякудзи получивший прозвище прозвище «Враг Будды» (佛敌 fú dí) и «Повелитель Демонов Шестого Неба» (第六天魔王 dì liù tiān mówáng), то есть злейший враг Будды. Затем эту реформаторскую деятельность продолжили Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, сократив владения таких храмов, подавив монастырские войска и конфисковав оружие, тем самым окончательно искоренив как явление монахов-воинов в Японии.

Но давайте поговорим подробнее о воинах-монахах того же периода династии Мин.

Важно для понимания, что озвученную выше проблему монастырей как богатых феодалов, активно вмешивающихся в общественную жизнь и при этом оспаривающих исключительное право государства на насилие, в Поднебесной осознали довольно рано. Аналогично действиям Ода Нобунага в Энрякудзи, еще в 446 году император Северной Вэй (386-535) устроил разоружение и тотальную резню буддийских монахов в Чанъане. И это был не единственный в истории Китая, подробно рассказывали в статье «Три бедствия У», или гонения на буддизм в Китае.

С 574 года для контроля над монастырями вводится специальный Департамент, и причины были очень серьезными: даосские и буддийские монастыри становились крупными феодалами, с накопленными значительными материальными ценностями и большими сельскохозяйственными угодьями, где трудились многочисленные арендаторы и субарендаторы, включая такой оксюморон, как «буддийские рабы» (佛家奴 fójiānú).

Но нам важно, что с переходом под государственный контроль и управление, монастырские войска становятся просто аналогом деревенского ополчения, управляемого не настоятелем или главой поселения, но военным наместником, то есть государственным чиновником.

-5

Однако нет четкого понимания распространённости таких войск, фактического количества личного состава и вооружения. В «Записях военной истории Мин» (明史兵志 Míngshǐ bīng zh) указано всего лишь три столь крупных обители, которые могли и которым было разрешено содержать монастырские войска:

僧兵,有少林、伏牛、五台 Sēngbīng, yǒu shàolín, fúniú, wǔtái

Это храм Шаолинь, и монастыри на Утайшань и Фунюшань.

Храм Юньянсы (云岩寺 yúnyánsì) на горе Спрятавшегося быка в уезде Сун (嵩县 sōng xiàn) провинции Хэнань был важным буддийским объектом в Китае ещё со времен династии Юань, одной из священных буддийских гор вместе с Утайшань, Эмэй и Шаоши.

В храме Юньянсы в годы Мин находилось неопределенное количество вооруженных воинов-монахов. Исторических записей об этой армии монахов Фунюшань очень мало, поэтому учитывая географическое ряд современных исследователей высказывают довольно логичную версию о влиянии Шаолиня, но документальных свидетельств этому нет. Хотя

Чжэн Жоцзэн в работе «Освоение правобережья реки Янцзы» (江南经略 jiāngnán jīng lüè) пишет, что монахи Фунюшань учились в Шаолине. Причем задачи у них были разные - монахи Фунюшань должны были подавлять восстания горнорабочих, а вот на Утайшань наследовали копейное искусство семьи Ян:

夫今之武艺,天下莫不让少林焉,其次为伏牛,要之伏牛诸僧,亦因御矿徒而学于少林者尔。其次为五台,五台之传本自杨氏,世所传杨家枪是也

Что самое интересное, там же и в туже эпохув Фунюшань были куда более известные солдаты маохулуцзюнь (毛葫芦军 Máo húlu jūn), представлявшие на тот момент вооруженные силы местных помещиков. В исторической хронике «Юань ши» (元史 yuánshǐ) минского историка Сун Ляня (1310-1381) записано:

На тринадцатом году правления Чжэнчжэна [девиз правления с 1341 по 1370] в Наньяне, Дэнчжоу и других местах было создано тысячи дворов, местные жители были набраны в войска и освобождены от своих обязанностей. Это сельское территориальное ополчение назвали маохулуцзюнь.

Это было время, когда страна переживала кризис и нестабильность, вызванные войнами и внутренними конфликтами. В такой ситуации, местные помещики, которые были богатыми землевладельцами и обладали значительной властью и ресурсами в своих регионах, создавали ополчение для защиты своих интересов и территорий. Основной целью была защита от нападений бандитов и других недоброжелателей. Ополченцы были вооружены простым оружием, таким как копья и мечи-дао, и обучены лишь основам военного дела.

Маохулуцзюнь также использовался для укрепления власти помещиков, для защиты правительства и поддержки его политики, для подавления любых проявлений неповиновения или бунтов. В том числе, и чтобы противостоять японским пиратам.

-6

Вполне логично, что чиновники и военачальники не доверяли монахам, явившимся в войска после призыва императора на борьбу с пиратами. В книге Чжэн Жоцзэна «Записи о главных победах монахов-воинов» записано, что они решили организовать соревнование по боевым искусствам, чтобы испытать монахов-воинов:

Перед битвой при Ханчжоу местные чиновники и генералы сомневались в боевых искусствах монахов и солдат, поэтому они организовали соревнование в Юнцзиньмэнь. Они пригласили именитого монаха и заранее тайно устроили засаду, для которой пригласили восемь учителей боевых искусств.

Продолжение следует! :)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц