«С волками жить – по волчьи выть» - гласит пословица. Смысл ее прост: живя в «волчьем» сообществе, нельзя не принять правила этого сообщества. Однако есть тонкий момент: пословица не подразумевает, а если к ней прислушаться, то в каком-то смысле даже отрицает необходимость самому становиться волком.
Собственно, пословица и является этаким сценарием к фильму. Главный герой, попадая к волкам и принимая волчьи правила, в своей сути старается остаться человеком. И ему это в общем-то удается. Но, как обычно, не все так просто и есть вопросы…
Очень краткий пересказ сюжета в трех абзацах
Успешный финансист, семьянин, по глупости становится виновником смерти своего товарища. И попадает в тюрьму в компанию к отпетым убийцам. Адвокат предупреждает его, что главное – поставить себя, не дать себя «опустить». Именно этим наш герой и начинает заниматься, да до того успешно, что становится членом очень серьезной банды.
Но, попав в банду, он вынужден совершать другие преступления (уже внутри тюрьмы), за которые ему продлевают срок. В итоге вместо нескольких месяцев он сидит несколько лет и становится матерым бандюком и убийцей (с кличкой Баблос). Его уважают, все дела, и вот подходит момент освобождения.
Внезапно ему дают понять, что даже после освобождения выйти из банды нельзя. Главарь (Зверь) дает задание, от которого герой не может отказаться, так как на кон ставят жизнь его бывшей жены и сына. Это надо как-то решать, и герой это все довольно хитро решает. Не гнушаясь в том числе и убийствами, но… Пытаясь при этом сохранить в себе что-то человеческое.
Только не надо героизировать
Справедливости ради надо отметить, что в тюрьмах нет выбора только из двух зол: или опущен, или в банде. Большинство заключенных, не являющихся преступниками «по призванию», – простой тюремный рабочий люд, никуда не вмешивающийся.
Однако в фильме наш герой, что называется, перебдел. И не решился отказаться от предложения вступить в банду. Причем в банду с нацистским уклоном.
Далее, выполняя задания по нарастающей, он доходит до «посвящения» - убийства другого заключенного (якобы стукача), которого он лично не знает и о чьей вине перед блатными знает только со слов этих блатных.
Итак. Сначала ты (из-за страха) не можешь отказаться от предложения нациков, а затем вынужден (из-за страха) совершить убийство. Пока не очень тянет на положительного героя…
Потому что приспособление и некая объективная неизбежность – это одна сторона медали. Другая сторона (о которой далее) – сохранение своей человеческой сути. Однако вопрос – где граница? Как в этом приспособленчестве не переступить ту грань, за которой ты уже потеряешь свое человеческое? И как быть с принципами, которые, как правило, не сочетаются с приспособленчеством, и без которых человек превращается в го… податливую субстанцию?
Тем не менее…
По сути, спасая себя и по уши замарываясь, герой не желает полностью слиться с преступным миром. Он играет по его правилам, воет по-волчьи, но всячески старается сохранить в себе человеческое. И единственный якорек, за который он цепляется – его (уже бывшая) семья.
Надо сказать, это помогает. Круто повернув на тот самый скользкий путь, он не просто на нем удерживается, сохраняя себя, но и проявляет что-то вроде социальной ответственности. Парадоксально, но тем и интересно.
Странная мысль про семью
В подобных фильмах семья часто выступает как главная светлая мотивация. И вроде бы в этом нет ничего плохого. Однако мне почему-то хочется назвать это семейным эгоизмом. Да, сфера интересов чуть больше твоей личности и включает других людей – ближайших родственников. Но ими же и ограничивается...
А ведь кроме семьи есть мотивации принципы более высокого уровня. Некая высшая справедливость, гуманизм, Родина, Бог… О них, как правило, вообще не вспоминается. Семья часто становится максимой. Повторюсь, в этом нет ничего плохого, но а) мелковато, б) похоже на целенаправленное уничтожение других мотиваций принципов.
Но вернемся к герою.
Потому что есть и хорошие новости
Чем дышат его соратники подельники? Мелкие – наживой и ощущением крутости. А большие – как Зверь – жаждой власти. Об этом он говорит при первой встрече с Баблосом, буквально: «Они [полицейские] думают, что если закроют нас покрепче, то лишат нас власти».
Этому Зверю не деньги нужны, не земные удовольствия. Ему нужна Власть, беспредельное господство. Когда ты можешь делать что хочешь с теми, кого считаешь рабами.
Кстати, именно поэтому банда с фашистским уклоном. Потому что это суть фашистской философии: безраздельная власть над другими и возможность топтать этих других. Ты – господин, остальные – недолюди. Нет никаких других смыслов, кроме власти над другими и упоения этой властью.
Главный герой – другой. Он опирается на другие смыслы. Главный из них – семья. Именно этот смысл не дает ему окончательно превратиться в зверя. Поэтому он выкидывает из машины парня (Хоуи), спасая тем самым ему жизнь. Поэтому он сдает координаты оружия полиции. Поэтому отталкивает сына, желая ему лучшей доли.
Чтобы проходить через сложные испытания и не ломаться, человек должен опираться на что-то внутри себя. Зверь оперся на жажду господства (волю к власти) и стал тем, кем стал. Баблос оперся на «семейные ценности» и смог не скурвиться.
Смысл фильма очень кратко
От того, на что опирается человек – зависит какой путь он выберет, какие трудности сможет преодолеть и останется ли он человеком, несмотря на волчьи обстоятельства. Ищите эти опоры. И пусть они будут светлыми, чтобы не превращаться в Зверя.