От Джими до Стиви: истории из жизни культового инструмента фирмы Fender и шести знаменитых музыкантов.
Компания Fender представила модель Stratocaster в 1954 году. И с тех пор эта гитара была и остается одной из самых популярных и уважаемых среди инструментов, когда-либо производимых в музыкальной индустрии.
Музыканты практически всех жанров использовали Stratocaster, частенько заказывая для себя определенные нюансы в отношении стандартных моделей, и некоторые из них становились прототипами для будущих линеек. Страт вне времени. И те страты, о которых пойдёт речь ниже, только доказывают это.
Стиви Рэй Вон - SRV Number One
Number One - праворукий страт, на который установлен бридж для левшей. Долгое время считали, что это дань уважения Джими Хендриксу, который обычно играл на праворукой гитаре вверх ногами, и таким образом рычаг оказывался у него выше бриджа, а не ниже.
Однако гитарный техник Стиви неоднократно оспаривал эту версию. Если верить его словам, то в тот момент, когда им понадобился бридж, этот был единственный в наличии.
Number One - отлично видно перевернутый леворукий бридж
Number One - это корпус 1962 года и гриф 1963 года. Есть предположение, что именно таким он и вышел с завода Fender, поскольку грифы и корпуса изготавливались отдельно, и гриф привинчивали к корпусу в конце линии. Звукосниматели однозначно не родные, так как на них есть штамп 1959 год.
Стиви играл на этой гитаре на протяжении всей своей карьеры, и именно с ее помощью сыграны самые интересные моменты во многих его песнях.
Современные очень популярные серии Fender Relic и Fender Closet (новые гитары, которые искусственно состарены) отчасти вдохновлены постоянным сильным износом Number One. Примерно раз в год ладовую проволоку на грифе приходилось заново шлифовать, а затем и менять. Стиви использовал ладовую проволоку Dunlop 6100 Jumbo.
Изначальный радиус грифа Number Onе составлял 7,25 дюйма, но после многих лет «жуткого» обращения с гитарой и бесконечных переделок радиус грифа дошел до 10 дюймов. Более плоский радиус, по-видимому, позволял Стиви делать более высокие бенды, так как в противном случае они бы заглушались изгибом грифа.
Стиви Рэй Вон, как известно, использовал струны калибра 0,13, что вполне приемлемо, например, для классического джаза, но большинство гитаристов сочтут это кошмаром для блюзов с большим количеством бендов, которые, собственно, и составляли основную часть репертуара Стиви.
Правда для некоторого облегчения игры он настраивал гитару на полтона ниже стандартного строя.
Гитарист использовал Number One на всех альбомах своей группы DOUBLE TROUBLE. Начиная с 1992 года Fender запустил несколько тиражей реплик этой гитары. Оригинал сейчас принадлежит брату Стиви Джимми Вону из группы FABULOUS THUNDERBIRD.
Black Strat Дэвида Гилмора
Дэвид Гилмор купил Black Strat в мае 1970 года в Нью-Йорке у хорошо известного всем местным рок-музыкантам продавца по имени Мэнни, это произошло после того, как украли его предыдущий черный Strat. Изначально новый страт был покрашен в sunburst, но Мэнни перекрасил его в черный цвет.
За свою жизнь Black Strat претерпел множество изменений, фактически единственные оригинальные его детали - это основание бриджа и переключатель звукоснимателей. Гриф меняли несколько раз. На гитару поставили мини-переключатель, позволяющий включать одновременно передний и задний звукосниматели, что в классической версии Strat не предусмотрено.
Гриф на Black Strat меняли несколько раз, так что он успел побывать и кленовым, и с палисандровой накладкой
Black Strat можно услышать на многих классических альбомах PINK FLOYD до 1986 года, когда основным инструментом Гилмора стал красный Stratocaster. В 2019 году гитара Black Strat установила рекорд. Нынешний её владелец Джим Ирсей заплатил 3 975 000 долларов, и она стала самой дорогой из когда-либо проданных электрогитар.
Blackie Эрика Клэптона
Основная гитара Клэптона с 1974 по 1985 год. В 1970 году Клэптон купил в Нэшвилле шесть гитар Strat 1950-х годов по 200-300 долларов за каждый. Три из них он подарил - Джорджу Харрисону, Питу Таунсенду и Стиву Уинвуду.
Оставшиеся три Strat 1956 и 1957 годов он отдал мастеру из Нэшвилла Теду Ньюману Джонсу, который сделал из них одну, получившую имя Blackie.
Как Клэптон играл на Blackiе, можно увидеть на обложке единственного сингла номер один Клэптона - кавера на песню Боба Марли I Shot the Sheriff.
И самая первая линейка Fender artist signature (копия гитары какого-либо известного гитариста, запущенная в серию) пошла в производство в 1988 году и была создана по образцу Blackiе. После 1988 года Клэптон и сам начал играть на гитарах из этой серии. Но на них ещё не было его личной подписи.
А первым человеком, чья подпись появилась на голове гитары Fender, стал Ингви Мальмстин, его именная модель также была запущена в серию. После этого и каждый инструмент из Clapton signature получил автограф гитариста.
В 2004 году Blackiе была продана на аукционе Guitar Center за 959 500 долларов, и вырученные средства пошли в Crossroads Center Клэптона. На тот момент это была самая дорогая гитара из когда-либо проданных. Но с тех пор рекорд был неоднократно побит.
Woodstock Stratocaster Джими Хендрикса
На протяжении всей блестящей карьеры Джими Хендрикса у него было несколько стратокастеров. И самым известным среди них стал Strat 1968 года цвета Olympic White, для которого Джими придумал имя Izabella. Но в мире он известен как Woodstock Stratocaster.
Это даже не самый любимый Strat Хендрикса. Для него номером один был тот, который он прозвал Black Beauty. Но Woodstock Strat - это именно тот инструмент, который больше всего ассоциируется с именем Джими, по-видимому, из-за многократного появления в СМИ и из-за всеобщего признания его выступления в Вудстоке.
Хендрикс в Вудстоке
Хендрикс продолжал играть на этой гитаре до конца своей жизни. Однако позже появились фотографии, на которых Джими играет на белом Stratocaster с чем-то вроде выбоины на корпусе. Учитывая, что Woodstock Strat никуда не исчез, и на нем нет ничего подобного, остается пож вопросом, был ли у Хендрикса еще один идентичный полностью белый Stratocaster с выбоиной или всё же это Woodstock Strat.
С самого начала гитара была стандартно правосторонней, в отличие от всех других Strat в этой статье, она осталась полностью штатной за исключением того, что струны были переставлены под левую руку. Fender производил Stratocaster для левшей еще в 1962 году, так что возможно, что Джими просто в какой-то момент привык к перевернутому праворукому Stratocaster.
После смерти Хендрикса в 1970 году гитара принадлежала Митчу Митчеллу, барабанщику группы JIMI HENDRIX EXPERIENCE, который продал её в 1990 году итальянскому телеведущему Габриэлу Ансалони. Позже Ансалони продал Woodstock Strat с аукциона соучредителю Microsoft Полу Аллену, заработав 2 000 000 долларов.
Frankenstrat Эдди Ван Халена
Frankenstrat не имеет отношения к фирме Fender, он был собран компанией Boogie Bodies из отдельных частей реплики Fender, которые были очень дешево приобретены в магазине Уэйна Чарвела. Уэйн выставил гитару на продажу по частям, и за небольшие деньги - из-за того, что её корпус был поврежден. Ван Хален поставил хамбакер Gibson PAF в бриджевую позицию стратокастера, сняв его с полуакустической гитары ES-335.
Frankenstrat был воплощен в жизнь в 1978 году и благодаря ему в мире появилось множество гитар, позже названных супер-стратами. Fender же не производил Stratocaster с хамбакерами примерно до середины 80-х, хотя из-за неразберихи в тот период на многочисленных фабриках Fender до сих пор неизвестна точная дата, когда впервые с конвейра сошел подобный инструмент.
Растущая популярность группы VAN HALEN, несомненно, повлияла на решение Fender - после 1978 года многие музыканты захотели иметь в бридже локовые системы вибрато и хамбакеры. На Frankenstrat поменялось несколько различных версий Floyd Rose, которые в то время еще находились на стадии разработки. Frankenstrat и до сих пор остается одним из самых известных и узнаваемых инструментов всех времен.
Main Maiden Дэйва Мюррея (IRON MAIDEN)
Дэйв Мюррей возглавил новую волну британского хэви-метал со старой американской гитарой в руках.
С самого начала он был пользователем Strat. В 1976 году он купил Stratocaster, ранее принадлежавший Полу Коссофу из группы FREE, он был с корпусом 63 года и грифом 57 года. Мюррей заменил стандартные синглы гитары на хамбакеры DiMarzio Super Distortion в бриджевой позиции и DiMarzio PAF у грифа. Такая комбинация звукоснимателей позволила ему играть и записывать необходимые для стиля MAIDEN ритм-партии и соло на перегруженном звуке, а также различные интерлюдии - на чистом.
Все пластинки IRON MAIDEN до 1990 года записаны на Main Maiden, после чего Дэйв стал пользоваться стратом из серии artist signature, который, конечно же, был копией его главного инструмента.
На протяжении многих лет Мюррей экспериментировал с различными системами вибрато, от штатного тремоло Fender до локового тремоло, тут он предпочел основного конкурента Floyd Rose - фирму Kahler, добавив топ-лок на гриф. Позже бридж вновь был заменен на оригинальный. И гитара до сих пор у Мюррея.
Компания Fender запустила две signature серии гитары Дэйва Мюррея. Первая, выпускаемая с 2009 по 2014 год, была точной копией его черного страта 57-го года со стандартным бриджем и хамбакерами DiMarzio. Эта модель имеет трехпозиционный переключатель звукоснимателей, при этом каждое положение используется для одного звукоснимателя (передний хамбакер, средний сингл, задний хамбакер), и комбинации невозможны.
В 2015 году Fender начал выпуск версии California Series, оснащенной звукоснимателями Seymour Duncan, бриджем Floyd Rose и грифом с переменным радиусом (радиус грифа меняется на протяжении его длины обратно пропорционально изменению ширины грифа).
Strat Дэйва Мюррея конечно нельзя назвать культовым, как гитары Хендрикса или Гилмора. Но не стоит игнорировать использование Stratocaster для создания звука IRON MAIDEN, одной из сильнейших хэви-метал-групп на планете.
Использование Мюрреем страта стало серьёзным шагом на пути признания модели в мире метала.
Читать также:
- Десять великих чикагских блюзменов