«Белый Блюз?? Чушь! Бледнолицые не умеют играть Блюз!!» - крикнул Чингачгук своему другу Следопыту во время скачки бешеным карьером по бескрайним просторам прерий Южной Дакоты. Тем не менее Белый Блюз давно существует.
За 12 лет и девять студийных альбомов LED ZEPPELIN по праву заслужили репутацию одной из самых крутых рок-групп в истории музыки, но они также неизменно получали удовольствие, когда подчеркивали свои корни.
«В конце концов я хотел, чтобы ZEPPELIN объединили в себе блюз, хард-рок и акустическую музыку», - объяснил однажды Джимми Пейдж. Благодаря своим фирменным адаптациям, продуманным аранжировкам и многим заимствованным текстам и мелодиям (снимем шляпу перед Вилли Диксоном), LED ZEPPELIN никогда и не отходили далеко от бездонного колодца блюзовой музыки, черпая в нем вдохновение на протяжении всей своей карьеры и получая великолепные результаты.
Итак, десять лучших блюзовых песен LED ZEPPELIN:
10. Travelling Riverside Blues - альбом Coda (1982)
Начнем с кавера на песню одного из величайших блюзменов Роберта Джонсона. Изначально записанная Робертом в 1937 году, Travelling Riverside Blues позже была включена в сборник 1961 года King of the Delta Blues Singers, пластинку, которая, как известно, помогла Эрику Клэптону зажечь в себе любовь к блюзу на всю жизнь.
ZEPPELIN записали свою версию в 1969 году для Би-би-си, и она пролежала почти 30 лет после Led Zeppelin BBC Sessions, пока не была включена в качестве бонус-трека в обновленную и расширенную версию альбома Coda.
9. I’m Gonna Crawl - альбом In Through the Out Door (1979)
Последняя песня последнего альбома группы, выпущенного, когда Джон Бонэм был ещё жив. I’m Gonna Crawl в основном написана Джоном Пол Джонсом, и это настолько классический блюз, насколько это возможно, включая и текст. Роберт Плант поёт о своей любви к женщине, которая просто больше не хочет, чтобы он был рядом. И что же ему делать?
«.....Я не полечу самолетом, я не поеду на машине, как бы далеко ни была моя дорогая, я приползу к ней....»
Думаю, вы поняли, это настоящий блюз!
8. Lemon Song - альбом Led Zeppelin II (1969)
И вновь кавер-версия. Песня пришла к ZEPPELIN прямо из сладкого дома Чикаго (Sweet home Chicago) благодаря Вилли Диксону, работавшему на Chess Records.
В значительной степени вдохновлена треком Хаулина Вулфа 1964 года Killing Floor, который написал Диксон.
Собственно своим названием Lemon Song обязана песне №10 из этого же списка, именно там Роберт Джонсон пел о выжатом лимоне, из которого течет сок.
ZEPPELIN уже не в первый раз попали в неприятную ситуацию с Lemon Song, поскольку когда она впервые вышла на Led Zeppelin II, про Вилли Диксона на конверте ничего не было сказано. Но они исправили свою оплошность, выписав чек на 45 123 доллара и пообещав включать имя Диксона во все будущие релизы пластинки.
7. Bring it on Home - альбом Led Zeppelin II (1969)
Ещё одна песня Вилли Диксона, Bring it on Home, была впервые записана в 1963 году гением игры на губной гармошке Сонни Бой Уильямсоном-вторым, и была включена во второй альбом LED ZEPPELIN в качестве дани уважения блюзмену.
Дело в том, что Пейдж был хорошо знаком с Уильямсоном по студийной сессии, они работали вместе в 1965 году. Правда, эти записи пролежали почти десять лет и, видимо, уже покрылись пылью, пока вдруг независимый лейбл Springboard не решил выпустить их, чтобы нажиться на огромной волне популярности ZEPPELIN.
6. How Many More Times - альбом Led Zeppelin I (1969)
Возможно, заключительный трек пластинки Led Zeppelin I и не безупречно чистый блюзовый номер, но его текста, повторяющейся басовой линии в духе блюза Дельты и явного намека на трек Альберта Кинга The Hunter вполне достаточно, чтобы включить его в этот список.
В концертном варианте группа обычно превращала и без того длинную How Many More Times в бесконечный джем и попурри с добавками материалов Джона Ли Хукера и Рэя Чарльза.
5. In My Time of Dying - альбом Physical Graffiti (1975)
Корни этой песни уходят глубоко в самые дальние уголки дельты Миссисипи. Укорененная в госпел-традиции, на протяжении многих лет она была записана огромным количеством блюзовых светил, включая Слепого Вилли Джонсона, Бесси Смит и Чарли Паттона.
Даже Боб Дилан придумал для неё свою собственную аранжировку и включил в одноименный дебютный LP 1962 года.
LED ZEPPELIN записали In My Time of Dying для своего монструозного двойного альбома Physical Graffiti 1975 года, и в их версии основа принадлежит слайд-гитаре Пейджа. 11:06 - это самая длинная студийная запись ZEPPELIN. Можно подумать, что она заканчивается только из-за случайного кашля, который попал на запись.
4. You Shook Me - альбом Led Zeppelin I (1969)
Еще одна песня, основу для которой составила композиция Вилли Диксона. 1961 - год, когда You Shook Me была впервые записана, и сделал это слайд-гитарист Эрл Хукер, позже было сделано наложение вокала короля чикагского блюза Мадди Уотерса.
Интересный факт - чуть раньше, чем LED ZEPPELIN записали свою версию, их опередил давний друг Пейджа Джефф Бек на своем сольном дебюте 1968 года Truth, и Джон Пол Джонс играл там на органе.
Бек был уверен, что в этой истории был какой-то злой умысел, но Пейдж официально объявил: «Да, она была записана на Truth до нас, но я впервые услышал этот альбом, когда был в Майами уже после того, как мы записали нашу версию. Это классический пример того, что некоторые идеи просто висят в воздухе и могут быть параллельно реализованы людьми с одинаковым музыкальным вкусом».
3. When the Levee Breaks - альбом Led Zeppelin IV (1971)
Включённые в противофазу звукосниматели гитары, губная гармоника с бэк-эхом и великолепный звук барабанов. When the Levee Breaks - де-факто пример творчества LED ZEPPELIN в их самом новаторском креативном проявлении.
И тот факт, что все инновации были воплощены в песне, которая изначально была записана в 1920-х годах, делает еще более интересным её прослушивание. Написанная «Канзас Джо» Маккоем и певицей Мемфис Минни, When the Levee Breaks (Когда прорывается плотина) рассказывает историю великого наводнения в Миссисипи в 1927 году.
И если оригинал воспринимается достаточно жизнеутверждающим, версия ZEPPELIN помещает слушателя прямо в центр нарастающего хаоса и суматохи происходящего.
2. I Can’t Quit You Baby - альбом Led Zeppelin I (1969)
Совершенно ошеломляющая песня. Четвертая в этом списке, основанная на оригинале Вилли Диксона.
I Can't Quit You Baby начала свою жизнь в 1956-м как хит, который вывел в высшую лигу блюза чикагского гитариста и певца Отиса Раша.
ZEPPELIN включили свою версию в дебютный альбом, а концертный вариант песни 1970 года в Королевском Альберт-Холле попал на завершающую их карьеру пластинку Coda.
1. Since I’ve Been Loving You - альбом Led Zeppelin III (1970)
Бесспорно, лучший блюз LED ZEPPELIN, и при этом самый меланхоличный в этом списке. Вышедшая в 1970 году на третьем альбоме группы, Since I've Been Loving You, как и многие другие блюзовые песни, рассказывает историю о трудолюбивом мужчине (работающем каждый день с 7 утра до 11 ночи) и нехорошей обманщице, из-за которой он «потерял свой разум».
Если не считать вступительной фразы, позаимствованной из песни New York City Blues группы YARDBIRDS, где соло-гитару играл Джефф Бек, это полностью оригинальная композиция, насыщенная одними из лучших гитарных партий, когда-либо сыгранных Пейджем, и пронизанная одной из самых высокопарных вокальных мелодий Роберта Планта.
По музыкальности, абсолютно оттяжному свингу в минорной тональности и откровенно душераздирающему вокалу, соответствующему тексту песни, это, несомненно, лучший блюзовый трек в обширном каталоге ZEPPELIN.
Читать также:
- Десять великих чикагских блюзменов