Земельный участок в элитном пригороде пытаются вернуть в муниципальную собственность, при этом дети останутся без школы. Кто и зачем открыл ящик Пандоры, в материале DEITA.RU.
Новый большой скандал во Владивостоке: у детей забирают школу – такое видеообращение к губернатору записали родители учеников Владивостокской международной школы. Частное учебное учреждение расположено в районе Седанки, по ул. Горького, 10. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Однако на днях школа получила иск от прокуратуры Приморского края с требованием признать ничтожной сделку 20-летней давности и незаконность приватизации 30 лет назад.
На месте школы когда-то находился пионерлагерь «Юный Приморец», принадлежавший Владивостокской базе тралового флота с 1939 года. План приватизации ВБТРФ был утвержден в 1992 году. По информации прокуратуры, лагерь предполагалось передать в муниципальную собственность. Было и какое-то постановление главы администрации Владивостока от 1 февраля 1994 года под номером один-два-три – в смутные времена чехарды с мэрами.
Правда мэрия в права не вступила, но «право муниципальной собственности возникло и даже в том случае, если администрация Владивостока не предприняла мер по их принятию», считают в ведомстве.
В 1998 году в отношении предприятия введена процедура банкротства, в 2001-м все объекты ВБТРФ были проданы частным лицам, в том числе и лагерь. Его рыночная стоимость тогда оценивалась в 5,6 млн рублей.
Новый владелец пожертвовал приобретение негосударственному образовательному учреждению – Владивостокской международной школе. Она заработала в 2005-м. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН. Земельный участок же под объектами лагеря был в бессрочном пользовании, потом в аренде, а затем и продан - департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в 2007 году.
По мнению прокуратуры, вышеперечисленные сделки совершены «при явном выраженном запрете, а потому являются ничтожными, как посягающие на публичные интересы». Детские лагеря приватизации не подлежат - прокуратура ссылается на постановления Верховного Совета от 27.12 1991 года, законы РСФСР и указ президента РФ от 1993 года. (Интересно, а по другим детским лагерям будет такая же история? Жители Приморья были бы рады).
Еще одно основание – Постановление Совмина РСФСР об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны Владивостока, который, по информации надзорного органа, является действующим. Согласно ему, курортная зона на берегу Амурского залива является особо охраняемой природной территорией и «курортом республиканского масштаба», а потому земли там не могут предоставляться в частную собственность.
Интересно, как быть с другими объектами частной собственности на берегу Амурского залива?
Правда, границы зоны не определены, но «отсутствие в ЕГРН ее координат не означает, что установленное законом ограничение оборота не должно учитываться», говорится в иске.
По мнению прокуратуры, покупатель «не проявил надлежащей заботливости и разумной осмотрительности», иначе выявил бы отсутствие у продавца правомочий, и сроки давности на такие споры не распространяются. Такое основание, вероятно, может открыть ящик Пандоры – побудить начать пересмотр итогов приватизации и других предприятий в крае, что может привести к крайне интересным последствиям. Приморский край, кстати, был лидером среди регионов России по количеству приватизированных предприятий – в 1993 только через акционирование было приватизировано около 500. Наибольший интерес инвесторы проявили к предприятиям судоремонтной, пищевой и рыбоперерабатывающей промышленности, писал тогда КоммерсантЪ.
Но вернемся к иску. Прокуратура требует признать недействительным договор купли-продажи земли в пользу управления муниципальной собственности Владивостока, признать право муниципальной собственности на земельный участок и объекты недвижимости на нем в целях «предоставления Владивостокским городским округом в лице администрации санаторно-курортного лечения гражданам» (!), а министерство земельных и имущественных отношений края должно возместить школе ущерб – в размере 1,8 млн рублей.
По словам родителей учеников, все началось с предложения о продаже земли от неизвестных лиц, «которые сослались на некоего известного во Владивостоке человека», и после получения отказа в продаже события начали развиваться очень интенсивно и навевают на разного рода умозаключения.
Два года проходили бесконечные проверки – то пожарной безопасности, то состояния законности, то соблюдения требований земельного градостроительного и природоохранного законодательства. Одна из последних проверок проводилась «в рамках обращения председателя комитета Совета Федерации по соцполитике Святенко в интересах О.В. Кожемяко О и А.А. Гоненко».
Кто такой О.В. Кожемяко, нам неизвестно, но взволнованные родители решили обратиться к другому Кожемяко – губернатору Олегу Николаевичу.
«Ваш фиолетовый цвет несколько бледноват», «Ой, царапины на парте...» – все это вынуждает анализировать и связывать все события в единую, срежиссированную кем-то картину. Объективно пояснить, как цвет стикера влияет на образовательный процесс детей, ни у кого нет объяснений», - говорится в обращении на имя главы Приморского края.
Кроме того, родители записали и видеообращение, в котором попросили Олега Кожемяко разобраться в ситуации.
«Согласно календарю, сейчас 2023 год, но события последних пары лет заставляют нас очутиться в 90-х. Школа в которой учатся наши дети, обладает прекрасной благоустроенной территорией, которая находится рядом с «Седанка Сити» и транспортными развязками, и, конечно же, является лакомым кусочком для частных лиц, для того чтобы отжать, именно отжать - другого термина я, к сожалению, не могу подобрать, потому что эти люди идут на все. Неужели жажда наживы больше, чем наши дети - наше будущее?» - говорит мама первоклассницы Сусанна Базайкина.
Жители Садгорода, которые, кстати, тоже столкнулись со странным иском об изъятии земель, но этот вопрос губернатор пообещал решить обращением к министру обороны, отмечают, что в муниципальных школах в пригороде ситуация напряженная: классы переполнены, 1 учитель на два класса и тд.
«Невозможно говорить о качественном образовании в этих условиях», - считает многодетная мама Валерия Стоякина.
«Наш президент Владимир Путин всегда говорит о том, что будущее России - это наши дети, важны воспитание и обучение, именно для этого строятся школы. Наш губернатор значительное внимание уделяет открытию новых школ, привлекаются молодые специалисты, устанавливаются надбавки – то есть государство делает максимально много, для того чтобы у детей была возможность получать хорошее, качественное образование. Что же происходит у нас?
Олег Николаевич, мы знаем, как вы можете помогать, как вы умеете поддерживать тех, кто действительно в этом нуждается. Дайте, пожалуйста, поручение разобраться в сложившейся ситуации», - обратилась к губернатору Приморья Марина Чичаева.
«Понятно, сейчас актуально для некоторых организаций вести борьбу за территории детских лагерей, на которых сейчас стоят коттеджи, таунхаусы, склады и тд. Эта территория вроде как тоже относится к бывшему лагерю, но она, в отличие от других, используется по назначению - на благо наших детей. На мой взгляд, здесь явно меркантильный интерес - явно хотят отобрать территорию и построить здесь очередные многоэтажки», - говорит многодетный отец Александр Прожерина.
«Бороться с детьми совсем некультурно и низко», - кратко резюмирует Иван Осколков.
«Эмоционально это очень похоже на историю выселения русской школы на территории Польши. Там иностранные нацисты, используя юридическую казуистику, попирают интересы наших, русских детей! И здесь складывающаяся история с нашей русской школой во Владивостоке очень сильно напоминает польские события», - отмечает Елена Кульченко.
Международная школа - единственная в своем роде на Дальнем Востоке: в ней учатся дети иностранных граждан консульств Китая, Вьетнама и тд., получая, образование как по российской, так и по международной программе. Она, в отличие от многих частных школ Владивостока имеет лицензию на ведение образовательной деятельности. 20 лет школа активно участвовала в благоустройстве города, большое внимание уделяет патриотическому воспитанию, к слову, в ней учатся и дети участников СВО. И что они скажут папе?...
P.S. В иске прокуратуры указано, что он инициирован по результатам проверки законности отчуждения детских оздоровительных лагерей. Возникает вопрос: как быть с остальными детскими лагерями в пригороде Владивостока?
Часть из них так и стоит заброшенная, обрастая лесом, и почему-то не интересует заинтересованных лиц, хотя как раз там у администрации и получилось бы «оказывать санаторно-курортное лечение гражданам»
Часть уже расчищают под строительство жилых комплексов. Например, территория бывшего детского лагеря «Нептун» на Садгороде, где беглый «строительный король» Владивостока Борис Поздняков помпезно презентовал ЖК Sun City в рамках комплексной застройки района Садгород.
«Нептун» так же был приватизирован в 90-е ОАО ХК «Дальморепродукт», а затем перепродан ООО «СЗ «Залив». Недавно прокуратура оштрафовала застройщика за вырубку 14 тысяч деревьев и снятие плодородного слоя почвы, однако строительные работы на участке не останавливаются. В этом лично убедился корреспондент DEITA.RU, прогулявшись по курортной зоне Владивостока в поисках призраков детских лагерей. Но об этом – в следующем материале.