Найти тему

Что объединяет Ивана Купалу, короля Германариха и скифского царя Атея

Оглавление
Скифский царь
Скифский царь

В статье "Что могут означать номера дивизий ВДВ" было сделано предположение, что номер 98-й Ивановской дивизии может означать продолжительность жизни уроженца Ивановской земли, русского царя Ивана Купалы.

С именем Ивана Купалы мы сталкиваемся уже давно; в основном, как с народным праздником, отмечаемым ежегодно 7-го июля. В наших предыдущих публикациях, относительно Ивана Купалы, были сделаны следующие предположения:

Первое. Праздник Ивана Купалы очень старый и самый известный и любимый в русском народе, что говорит о большой популярности этого имени. При этом, Ивана Купалу не стоит путать со славянским праздником Купало, отмечаемым 24 июня в день летнего солнцестояния.

Второе. Иван Купала был русским царём, так как самый популярный сказочный герой Иван-царевич, победивший Кощея Бессмертного, вполне может соотноситься с не менее популярным в народе именем Иваном Купалой. Иван Купала — это персонаж верований русского и многих других народов дохристианского периода. С большой вероятностью можно утверждать то, что Иван Купала был реальным человеком, сделавшим очень многое для русского народа, раз его имя сохранилось в народной памяти на многие тысячелетия. Потому что, все верования основаны на значимых для народов деяниях реальных людей. Ведь даже Господь Иисус Христос до своего Вознесения имел человеческий облик, и современники знали Его как реального человека, рождённого обычной женщиной.

Третье. Иван Купала был русским человеком, рождённым в Русском Междуречье (между Окой и Волгой), в местности, где расположен город Иваново. По всей видимости, город Иваново получил своё название от Ивана Купалы. Иван Купала должен был быть знатного рода, царского или княжеского, и быть правителем определённой земли. В сказках он описывается как Иван-царевич. Вполне возможно, что тогда царевичем называли правителя какой-либо части земли, которой обычно правил князь. Но, так как в русских сказках нет князей, а только цари, царевичи, короли и королевичи, то и титул Ивана — «царевич» мог означать подчинённое положение относительно «царя» — правителя всей земли.

Четвёртое. Иван Купала, по всей видимости, прожил не малую по современным меркам жизнь, продолжительностью 98 лет. То, что сейчас люди такого преклонного и почтенного возраста считаются глубокими стариками, по своему физическому состоянию; совсем не значит того, что в прошлом люди такого возраста были немощными и малоактивными.

Подтверждением тому, что многие известные личности вели активную жизнь, когда им было хорошо за 90 лет, являются не какие-то там легенды или предположения (как в нашем случае с Иваном Купалой), а письменные источники разных периодов.

Что говорят о возрасте исторические источники

Иордан "О происхождении и деяниях гетов"

Наиболее показательным правителем преклонного возраста является король готов Германарих (265 — 375), проживший 110 лет; при этом, получивший тяжёлое ранение в столь преклонном возрасте; и потому умерший не своей смертью, даже в таком возрасте. Король Германарих, давший имя стране Германии, покончил с собой из-за наступления гуннов с Востока. Что интересно, последний правитель «Великой Германии», Адольф Гитлер, спустя 1570 лет, поступил точно так же, из-за обрушения Восточного фронта под ударами Красной армии.

Германарих известен тем, что разгромил армии скифов и покорил государство, которым правили цари по имени Росы. Это произошло в 375 году нашей эры. Покорив Росов, Германарих женился на дочери царя, дав ей после свадьбы германское имя Сунильда. При этом, братья Сунильды были взяты в заложники. Это была общепринятая практика того времени. Именно так поступали римляне с покорёнными германскими племенами, беря в заложники близких родственников германских вождей.

А по поводу имени царевны из рода Росов — Сунильды можно сказать следующее: у Романовых почти все жёны были немками, но, став русскими царицами, они получали русские женские имена и русские же отчества, без учёта того, как их звали раньше. Вполне возможно, что эта традиция пришла к нам от тех же готов или герулов — германского племени, жившего вместе со славянами.

Что интересно, Германарих был готским королём, а значит его предками были готы, пришедшие на материк с острова Скандзы. Со временем, из-за подъёма дна Балтийского моря, этот остров стал Скандинавским полуостровом. Имя готской королевы Сунильды перекликается со скандинавским словом «Swan», которое означает — «лебедь». Скорее всего, русское женское имя Лебедь перевели на готский и получилось — Сванильда или Сунильда.

Германарих был королём, потому не мог взять в жёны какую-нибудь селянку или кухарку (как сделал русский царь Пётр в своё время). Германарих женился на представительнице  «невероятного племени росомонов» — Rosomonorum gens infida. Отсюда следует, что «росомоны» или Росы должны были быть царского рода и никак иначе. Поэтому, не стоит исключать того, что Германарих захватил страну царей Росов, которая могла называться их именем — Росия. Та самая Росия, о которой позже упоминал византийский император Константин Багрянородный, которая была создана трудами Ивана Купалы, разрушившего Вавилонский столп и уничтожившего Змеиную Империю.

Германарих объявил свою жену Сунильду неверной и прилюдно казнил её. Братья Сунильды оскорбились таким поступком короля и нанесли ему удар мечом. Скорее всего, они были тут же убиты охраной Германариха, а сам король после этого ранения стал болезненным и быстро одряхлел. Вот что по этому поводу говорит римский историк готского происхождения Иордан:

«Германарих, король готов, хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов.

Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их в скачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились. Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами.»

© Иордан. «Гетика».

Иордан был римским историком, жившим в 6-м веке, потому писал на латыни. Перевод «Гетики» с латыни на русский язык осуществила Елена Чеславовна Скржинская (1894 — 1981), филолог и доктор исторических наук, которая «росомонов» назвала в своём переводе «вероломным племенем». Так их назвали, скорее всего потому, что взятые в заложники царевичи этого племени напали на Германариха и нанесли тому серьёзную рану, что стало возмутительным для готов, привыкших к рабскому подчинению на покорённых землях.

В оригинале Гетики на латыни, «вероломное племя росомонов» было записано как «Rosomonorum gens infida». Если мы отделим имя Рос — «Roso» от фразы «monorum gens infida» то она принимает уже другое значение: Росы — «монархи ненадежной нации». Тем самым Иордан подтверждает, что Росы были царями народа, на который захватчикам-готам нельзя было положится.

Таким образом выходит, что Германарих в 110-летнем возрасте захватил страну, которой правила династия Росов, при чём население этой страны оказалось ненадёжным. Ненадёжность заключалась в том, что народ страны царей Росов оказался «вероломным», то есть не стал мириться со своим порабощением готами, а всячески показывал свою непокорность.

Для устрашения этого непокорного и ненадёжного народа, готы устроили показательную казнь всех их правителей, включая и царя. Царя [Росии] звали Божем, он был распят вместе со своей семьёй и 70 старейшинами в 375 году. А о «ненадёжном народе» Иордан говорил, что их называли антами.

Помпей Трог "История Филиппа"

Гней Помпей Трог — римский историк, живший в 1-м веке до н. э. в своём труде «История Филиппа» рассказывает о скифском царе Атее, воевавшим с македонским царём Филиппом II, который являлся отцом Александра Македонского. Несмотря на преклонный возраст, царь Атей не сидел дома, почивая на лаврах, а «предпочитал ржание боевого коня».

В книге доктора исторических наук, профессора Гутнова Феликса Хазмурзаевича «Скифские портреты» говорится о скифском царе Атее следующее:

«В период правления царя Атея (IV в. до н. э.) причерноморская Скифия достигла своего наивысшего расцвета. В социальной истории ираноязычных племен юга России в это время наблюдается ряд новых явлений как во внешней, так и во внутренней политике. По наблюдениям Иосократа, скифы вместе с фракийцами и персами – “самые способные к власти и обладающие наибольшим могуществом народы”.

«В результате действий могущественного царя скифов часть фракийцев была покорена и обложена повинностями, которые Клеарх Солийский сравнивал с рабским служением. Скифы стали играть важную роль в политической жизни на Балканах и смогли скорректировать процессы, вызванные действиями Филиппа II Македонского. Выражением могущества Атея на западных рубежах являются его переговоры “на равных” с Филиппом II Македонским, о которых подробно рассказывает римский историк Помпей Трог.»

«Войны царя Атея говорят сами за себя. Вероятно, 339 г. до н. э. был годом наивысшего могущества Скифского государства, и он же ознаменовал начало его заката. Война с Филиппом Македонским, вызвавшая огромный интерес у древних и современных авторов, окончилась победой отца Александра Македонского. Совсем немного не дожив до ста лет, царь скифов Атей пал в битве.»

© Гутнов Ф. Х. Скифские портреты.

Скифский царь Атей имел тесные связи с македонским царём Филиппом. Однако, скифы не терпели присутствия чужих войск на своей территории. Когда же Филипп захотел пройти со своей армией по Скифии, между царями (через послов) возник спор, переросший в противостояние. Помпей Трог рассказал об этом следующее:

«Этот спор ожесточил обе стороны, и завязалась война. Хотя скифы превосходили [македонян] и числом и храбростью, но они были побеждены хитростью Филиппа. Двадцать тысяч женщин и детей было взято в плен, было захвачено множество скота; золота и серебра не нашлось совсем. Тогда пришлось поверить тому, что скифы действительно очень бедны. В Македонию послали двадцать тысяч наилучших кобылиц для разведения коней [скифской породы].»

© Помпей Трог. История Филиппа.

Из этих рассказов следует, что скифский царь Атей почти до столетнего возраста был активен и бодр, хорошо держался в седле и владел оружием. Сколько бы он прожил своей жизнью не известно, так как погиб в сражении в возрасте более чем девяностолетнем. Возможно, Атею было столько же, сколько и нашему искомому царю Ивану (Купале) — 98 лет. Ведь фраза «совсем немного» может означать «более одного, но менее четырёх». Скорее всего, Атей погиб в бою, в возрасте 97 — 98 лет.

Лихачёв Д. С. "Устные летописи" в составе Повести временных лет

Академик Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 - 1999), исследуя русские летописи, в 1945 году написал статью «Устные летописи» в Повести временных лет, в которой рассмотрел жизненный путь Яна Вышатича, сына новгородского посадника, дожившего до 90 лет. Академик правда сомневался в преклонном возрасте Яна Вышаты, но опубликовал слова летописца без изменений. То, что в 1945 году 90-летний воин казался чем-то неестественным, для начала 12-го века (когда была написана Повесть временных лет), такой возраст активной жизни был в порядке вещей.

Профессор Петроградского университета Присёлков Михаил Дмитриевич, защитивший учёную степень до революции, считал возраст Яна Вышатича, указанный в летописи, реальным.

«Действительно, если Ян родился в 1016 г., то он никак не мог быть внуком Остромира. Либо ошибочно утверждение летописи, что Вышата был сын Остромира, либо ошибочно известие Повести временных лет под 1106 г. о том, что к моменту смерти Яну исполнилось 90 лет. М. Д. Приселков безоговорочно считает ошибочным первое известие летописи — о родстве Вышаты.»

«Исходя из указанного летописцем возраста Яна, мы должны были бы предположить, что в 50 лет Ян пользовался еще очень малой известностью, состоя дружинником черниговского князя; в 70 лет Ян достиг поста тысяцкого в Киеве; в 80 лет был в зените своей деятельности и вел чрезвычайно энергичную политику и только после был отстранен от политической деятельности «уными» дружинниками Всеволода, а затем и Святополка по политическим соображениям, хотя и после стремился по-прежнему вступить в политическую борьбу своего времени, а накануне своей смерти участвовал в походе против половцев, победил их и преследовал на огромном расстоянии от Заречьска и до самого Дуная.»

© Д. С. Лихачёв.

Отсюда следует, что и русские дружинники в 90-летнем возрасте «ходили в атаку», побеждали врага и гнали его по степи долгое время. А это требовало много сил и энергии, чтобы воевать в таком возрасте верхом на коне. Возможно так могли делать далеко не все 90-летние наши предки, но Яну Вышатичу пришлось это делать, чтобы доказать свою важность и востребованность. При всём уважении, в этом вопросе одного желания мало, нужны силы и здоровье. А они у 90-летнего Яна Вышатича были, раз он мог в этом возрасте управляться с конём и мечом.

Что интересно, на момент написания этой работы, самому Дмитрию Сергеевичу Лихачёву было 39 лет, а прожил он почти 93 года, ведя активную жизнь, до последнего не выпуская из рук своего оружия - пера редактора в издательстве "Наука".

В молодости Дмитрий Сергеевич подверг сомнению слова летописца о возрасте Яна Вышатича; но, в последствии, своей собственной продолжительной и активной жизнью, доказал обратное.

Вывод

Таким образом, приведённые примеры показывают, что возраст человека, в 98 лет, в старину, был реальным для активной жизни не только для правителя, но также и для воина в седле. Потому, Иван Купала мог вполне царствовать в преклонном возрасте и спокойно дожить до 98 лет, и при этом не быть старым и немощным.

Продолжительный возраст активной жизни объединяет между собой людей разных эпох: русского царя Ивана Купалу (98 лет), создателя государства Росии; готского короля Германариха (110 лет), покорителя и разрушителя государства Росии; скифского царя Атея (98 лет), возвеличившего свою страну Скифию; боярина Яна Вышатича (90 лет), громившего и гнавшего половцев по причерноморским степям вплоть до Дуная; советского учёного, академика Лихачёва Дмитрия Сергеевича (92 года), внесшего огромный вклад в изучение стародавней истории Русской земли, за что ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда в 1986 году и он был награждён высшим орденом Российской Федерации - Святого апостола Андрея Первозванного (№ 1) в 1998 году.

Продолжение в статье: Годы жизни и правления русского царя Ивана Купалы

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников