Герои книг рождаются не как обычные люди – их создают случайные фразы или даже мельком увиденный писателем образ. Совершенно необязательно, что персонаж списан с реально существующего человека. Многих литераторов обвиняют, что их герои, это они сами, но это не совсем так. Даже если персонаж напоминает самого писателя и переживает схожие с его судьбой события, это не аватар, а скорее нереализованная возможность. «Другое я», которое могло бы родиться при других обстоятельства, в другом окружении, при других возможностях и ином времени. За той границей, которую писатель не преступает, начинается таинство, затягивающее автора в роман. Это не исповедь, а скорее исследование.
Но конечно же, основной источник жизни героя – это воображение создателя. Бывает и такое, что авторы признаются: их персонажи обладают собственной свободой воли, и иногда поступают совершенно неожиданным для автора образом.
Ученые Орегонского Университета проводили расследование на тему «оживающих персонажей». В результате анонимного анкетирования писателей, 92% опрошенных признались, что их герои спорили с автором, проявляли признаки самостоятельной воли. Погруженный в работу писатель разговаривал со своим персонажем, и скорее выступал пассивным наблюдателем, чем создателем.
Аналогичное исследование проводили организаторы Эдинбургской международной книжной ярмарки, а также учеными из Даремского университета, дважды в 2014 и 2018м году. Остается только удивляться, как действует психика гения. Однако с шизофренией это явление не имеет ничего общего, оно скорее характеризует, насколько у человека развито воображение и уровень его эмпатии. Пушкин и Толстой, признавались, что их любимые героини: Татьяна Ларина и Анна Каренина, совершенно не слушались автора, и поступали по собственным капризам.
Исследования показали, что с персонажами чаще беседуют успешные писатели. Чаще всего это происходит в виде мысленных диалогах, когда персонажи спорят друг с другом или рассказывают что-то автору. Причем, литераторы-женщины способны даже «видеть» своих героем, а не просто вести с ними беседы. Это объясняется более высоким уровнем женской эмпатии.
Предполагается, что феномен «оживающих персонажей» облегчает процесс написания.
Ученые говорят, что общение с персонажами все же имеет индивидуальные особенности. Внутренняя речь, так или иначе людям свойственна, мы пытаемся угадать, что скажет нам в той или иной ситуации другой человек при встрече. Сознание писателя работает по этому же принципу только более образно и гораздо чаще. Этим автор отстраняется от своего героя, наблюдая за ним со стороны, представляя в подробностям его облик, речь, манеру держаться, не смешивая с собственной личностью и взглядами на мир. Напротив, психически больные люди, страдающие раздвоением личности, не способны отделить одну личность от другой и отличить реальность от происходящего в их воображении.
Таким образом, гений и безумство все-таки не одного поля ягоды.