Время духовной юности – время длинного молитвенного правила, частого посещения богослужений. Влюблённость в «закон благочестия», строгие посты. Со временем запал проходит и остаётся только грустно вздыхать:
«Эх, а время то какое было…».
Временами мы желаем вернуть былое горение духа, но сделав пару тройку усилий осознаём – всё тщетно, уже нет пороха в пороховницах.
Отчего недавно пришла мысль:
Желание вернуться в духовную юность – это желание взрослого человека вернуться в детство.
Хороша пора, когда за тебя всё решают взрослые, думать о хлебе насущном не приходиться, будущее предельно ясно: школа, универ, работа.
Но приходит взросление и нужно зарабатывать деньги, как-то строить отношения, пытаться найти место в мире. Шаблоны всё чаще не работают, приходиться думать головой. А мышление занятие ответственное, не каждый выдержит. Вот и получается, что взрослый человек неготовый к жизни капризничает, устраивает самосаботаж, уходит в запой и иные зависимости.
Свой стиль благочестия
Подобное происходит и с духовной жизнью. Сначала верующим дают свод аскетических правил, как поститься, молиться и жизнь по Богу устраивать. Но проходит время, мы духовно возрастаем (должны возрастать) и шаблоны перестают работать. Время создавать собственный стиль благочестия, но с оговоркой: опираясь на опыт святых отцов.
Когда христианин уже перечитал десятки трудов подвижников, познакомился с историей Церкви и чувствует в ней себя как рыба в воде, то это помогает обрести свободу во Христе. А вместе с ней и ответственность.
Архимандрит Савва Мажуко в книге «Лабиринты благочестия» пишет:
«Поиск своего стиля благочестия – большая творческая работа, трудный поиск, требующий внимательного и честного изучения себя, знакомства с собой над страницами Евангелия, в молитвенном постоянстве, у Евхаристической Чаши, на исповеди у духовника.
Личный стиль благочестия, с одной стороны, результат труда, с другой – дар Духа Святого, Который есть источник церковного многообразия и оплот чистоты. Однако удержать этот дар не каждому по силам».
Да, силы у каждого разные, поэтому кто-то так и остаётся в духовном младенчестве. В конце концов, Господь одному дал пять талантов, а другому один. Но рост - жизненная необходимость, иначе мы погрязнем в новом фарисейском законничестве, когда предание старцев выше Божией заповеди.
К счастью, Церковь живая и постоянно развивается. Свидетельство тому – современные богословы. Они помогают нам преломить опыт Священного Предания в современных условиях, без потери Истины Православной Церкви.
Один из таких людей – о.Савва Мажуко. Книги его достаточно популярны, впрочем, оценить их вы можете и сами по ссылке.
P.S.
Предвижу комментарии, что кто-то назовёт о.Савву модернистом. Таким людям стоит обратить внимание, что когда-то о.Александра Шмемана, о.Александра Меня и митр.Антония Сурожского называли также. Сегодня для многих христиан они руководители в духовной жизни.