26 мая 1967 года THE BEATLES выпустили один из лучших альбомов в своей карьере Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.
Но прошло всего три месяца, и смерть давнего менеджера группы Брайана Эпштейна поставила большой вопрос о будущем ливерпульской четверки.
Решение Пола Маккартни состояло в том, чтобы держаться подальше от воротил музыкального бизнеса, и проще всего это было сделать, объединив все их творческие начинания под одной крышей.
Изначальная идея Apple Records заключалась в том, чтобы, с одной стороны, самостоятельно заняться своим менеджментом, а с другой - чтобы передать любовь BEATLES к музыке следующему поколению рок-н-роллеров.
Группа разбогатела, они хотели вкладывать свои деньги обратно в музыку, подписывая альтернативные контракты с недавно появившимися талантливыми группами, с которыми они сталкивались в поп-чартах.
Открывая лейбл 11 мая 1968 года, Маккартни в своем заявлении был непреклонен по поводу подписания соглашений исключительно ради искусства, чтобы расширять возможности делиться музыкой.
«Мы находимся в счастливом положении, мы на самом деле больше не испытываем нужды в деньгах. Таким образом, впервые боссы будут заниматься всем не ради прибыли. Вы приходите ко мне и говорите: «Мне приснился вот такой сон», а я отвечаю: «Вот тебе деньги. Иди и реализуй его». Мы уже купили все наши мечты. Так что теперь мы хотим поделиться этой возможностью с другими».
Цель компании состояла в том, чтобы в конечном итоге выйти за рамки музыки. Джон Леннон сказал: «Это бизнес, связанный с пластинками, фильмами и электроникой. И в качестве побочной деятельности, как бы это ни называлось… С производством или как-то так. Но главное заключается в том, что мы хотим создать систему, при которой людям, желающим, например, просто снять фильм, не важно о чем, не придётся становиться на колени в чьем-то офисе».
И первый, выпущенный на Apple альбом THE BEATLES - The White Album - отлично продемонстрировал то, что они хотели сделать, исходя из своего нового видения.
После нескольких лет экспериментов со звуком, микрофонами, магнитофонными петлями, в первые же дни существования Apple они получили все возможности неограниченного времени в комфортных условиях, смешивая под одной крышей все, от психоделических песен до фолк-роковых баллад.
Но помимо решения собственных задач, они привлекли на новое место и некоторых будущих знаменитостей, от старых друзей, таких как Билли Престон, до новичков, таких как Джеймс Тейлор.
Тейлор отметил, что вся атмосфера в студии была довольно-таки сюрреалистичной, сказав: «Они были как зеркало всей культуры. Всё выглядело совершенно нереальным, меня приглашают в комнату с Полом и Джорджем. Я сажусь, играю им свою песенку, а они и говорят: «Звучит хорошо. Хочешь записать её, начнем прямо сейчас».
Не будем забывать однако, что участники «Великолепной четверки» продолжали быть действующими музыкантами, так что в итоге они взяли несколько реплик из своих контрактов.
В 1968-м Джеймс Тейлор выпустил на Apple свой альбом, который так и назывался James Taylor. В альбоме есть песня Something in the Way She Moves.
Собственно всё её название и стало первой строчкой великолепного шедевра Харрисона Something на альбоме BEATLES 1969 года Abbey Road.
Не только Харрисон, но и остальная часть группы получила настоящий заряд вдохновения, когда Билли Престон присоединился к ним во время сессий Get Back, это было настолько серьёзно, что Леннон задался вопросом, может ли Престон стать пятым битлом в группе.
Не секрет, что большинство лейблов интересовал лишь практический результат, и они не слишком-то церемонились со своими подопечными. Джеки Ломакс - новичок, появившийся на Apple, отметил, что «Харрисон находил для меня время и даже приглашал к себе домой. Я чувствовал себя привилегированным. Это было просто невероятно. Чтобы мое имя как-то было связано с THE BEATLES - что могло быть лучше для начинающего музыканта?»
Короче, затея Apple никогда не была просто деловым предприятием. У каждого из «Великолепной четверки» был свой практический подход к развороту новых групп, что сводилось в том числе и к написанию для них песен, некоторые из которых стали популярными хитами.
BADFINGER однажды стали очень известной группой, но именно Маккартни написал их первый хит Come and Get It.
Харрисон «пожертвовал» песню Sour Milk Sea Ломаксу.
И сыграл на слайд-гитаре в Day After Day BADFINGER.
Apple Records, возможно, выглядели как еще один триумф BEATLES, но финансово всё не было благополучно, и происходило это на фоне внутреннего напряжения, разрушившего в итоге группу. Леннон первым заявил о финансовом крахе Apple, заявив, что на банковском счете лейбла остались последние 25 000 долларов.
Привлечение в лейбл человека по имени Аллен Кляйн тоже не помогло делу. Кстати, ROLLING STONES предупреждали BEATLES не связываться с Кляйном, но бизнес-магнат оказался-таки в компании, и в немалой степени поспособствовал расколу. Пол Маккартни стал лишним, и началось противостояние между ним и его бывшими музыкальными единомышленниками.
К тому времени, когда в 1970 году BEATLES распались, Apple превратилась в некую тень самой себя. Хотя лейбл ещё выпускал новую музыку несколько лет, но это была только музыка самих битлов, они отказались от всех новых исполнителей и попытались получить хоть какую-то прибыль.
Прошло много лет, но наследие Apple продолжает жить. Стив Джобс, конечно же, позаимствовал название компании, но не забыл упомянуть, что он был вдохновлен BEATLES, когда только начал свой собственный бизнес на много миллионов долларов.
Читать также:
- Десять великих чикагских блюзменов