"После нас-хоть потоп!"- маркиза Де Помпадур
Галантный век (фр. Fetes galantes) — условное наименование периода 1715-1770 г, пришедшего на смену «великому веку» Людовика XIV. Некоторые историки продлевают его до Великой Французской Революции 1789г. Другое название этого периода, «Рококо» (фр.«рокайль»- ракушка), отсылка к популярному тогда орнаменту в виде ракушки или завитка, появилось в XIX веке.
"Цвет наряда был не менее важен, чем фасон. Если какой-то цвет входил в моду, в него облачались независимо от возраста, пола и предпочтений. Цветовая палитра постоянно обновлялась.
Придумывались не только экзотичные сочетания цветов, но и ещё более экзотичные названия. Так в ходу был «цвет бедра испуганной нимфы» — оттенок розового, «лягушка в обмороке» — светлый серо-зелёный, «последний вздох жако» — желто-рыжий и другие.
Больше цветов! Самый модный узор - букетики цветов или цветочная вязь. Из украшений, обязательного аксессуара костюма, помимо драгоценных камней, тоже в огромном количестве (иногда до 100 шт. в день) использовались цветы в портбукетах - специальных приспособлениях для укрепления цветов на платьях и прическах. Такой спрос на цветы способствовал появлению мастеров, изготовлявших их искусственные копии. Курьез: самым экзотическим цветком считался цветок картофеля, завезенного из Америки.
Форма-перевернутый бокал. Модный силуэт эпохи рококо можно сравнить с перевернутым бокалом. Это достигалось при помощи панье с фр. «корзина», подъюбочного каркаса, который первоначально действительно плели из прутьев, согнутых в обручи и скрепленных между собой лентами.
Получившийся каркас крепился к корсету, сверху надевался чехол. По одной из версий пышные платья с панье появились как элемент театрального костюма, над которым потешалась публика, но иногда то, над чем смеются, может оказаться писком моды.
В гардеробе дам имелось несколько вариаций панье: небольшие утренние, носившиеся дома; средней величины, прогулочные; самые объемные, шириной до 2 м, надевались в торжественных случаях. С каждым годом ширина панье увеличивалась, их начали делать из более прочных материалов – бамбука, стальных обручей. Постепенно перешли на китовый ус, хорошо себя зарекомендовавший своей прочностью. Панье из китового уса стали называть «фижмы» (нем. Fischbein).
Во второй половине XVIII века силуэт становится гротескным: расширяется по бокам, напоминая венецианскую гондолу.
Это достигалось при помощи фижм. Фижмы отличались от панье тем, что представляли собой половинки плетеных корзиночек, прикрепленные по бокам. Расширение за счет фижм достигало до 1.5м. Делали фижмы из ивовых прутьев, тростника или китового уса и плотной ткани. Крепились фижмы к туго зашнурованному корсету, создавая модный силуэт.
В начале XVIII века существовало 4 вида фижм: в виде купола, в виде воронки - «геридон», в виде валика - «буруле», в виде гондолы.
При Марии - Антуанетте размер фижм достиг своего пика. Фижмы настолько увеличились по бокам, что дамы вынуждены были держать руки согнутыми в локтях. Фижмы создавали неудобства и другого плана: сложно было проходить в проем дверей, в карету сесть тоже было проблематично. В Англии придумали складывающиеся фижмы.
Наряд аристократки. Полное облачение аристократки состояло из: тонкой шелковой нижней рубашки; корсета, плотно шнурующегося сзади; панье; двух юбок: нижняя, украшенная рюшами, кружевами носила название «котильон», и богато декорированная, средняя юбка, располагающаяся между котильоном и юбкой верхнего платья из шелка или парчи, носила название «фрипон»- «шаловливая». Её шили из дорогого более плотного хорошо держащего форму материал и украшали кружевами, оборками и вышивкой; корсаж, шнурованный лиф с пришитыми к нему рукавами модной длины ¾. Воронкообразный рукав тоже обильно украшался кружевом, чтобы кисть руки напоминала цветок; сверху лифа пристегивался стомак - треугольная вставка, декорированная рядом бантов, вышивкой, кружевом, цветами, драгоценными камнями.