На фоне Главного хребта над Военно-Сухумской дорогой (ныне ведущей на Домбай) встают особенно причудливые горы, среди которых выделяется похожая на Вавилонскую башню Шоана:
У его подножья - типичный пейзаж кавказского села. Вот только... Вывески "горячие хычины" сменяются вывесками "осетинские пироги", да и само Село имени Косты Хетагурова - мы точно не въехали в портал-телепорт и не перепутали две республики российского Кавказа?!
Нет, всё верно: СиКХ и в народе известно как Осетиновка, до 1939 года называлось Георгиевско-Осетинским, а для самих осетин оно и вовсе Лабъа, то есть Леваново.
Карачаево-Черкесия со времён падения Алании самый малолюдный уголок Кавказа, а Россия, закончив горскую войну, столкнулась с необходимостью заселять вновь опустевшие долины заново. Карачаевцы в 1860-х годах только-только начали спускаться вдоль Кубани, и вот в 1870 году под Шоан-горой с её древним храмом обосновалась группа беззмельных осетинских крестьян из Нарского ущелья.
Возглавил их переселение старый прапорщик Леван Хетагуров, и сыну его Косте тогда было 11 лет. Однако именно Коста обессмертил это село, прожив бурную жизнь между Владикавказом и Петербургом, сменив несколько ссылок, прославившись как главный осетинский поэт и идеолог бурной эпохи рубежа 19-20 веков, а на старости лет в 1906 году вернувшись в отцовский дом, чтобы там умереть от чахотки.
Какой народ теперь преобладает в Осетиновке - не видел цифр, но "на глаз" однозначно осетины. В нескольких кафе (лучшим считается "Националь Президент" на берегу Кубани) - их национальная кухня:
А у начала подъёма к Шоану - небольшой кувандон, святилище осетинской народной религии. Звучную надпись на нём можно перевести как "Да пребудет с вами Святой Георгий":
Высоко на горе, поднапрягши взгляд и шею (если в движении), можно разглядеть тысячелетней Шоанинский храм, но подробный рассказ о нём я оставлю до отдельного материала:
Ещё поворот - и мы снова на мусульманском Кавказе: