Была я тогда молода, и только начинала свою деятельность.
Пришла ко мне взрослая женщина, лет за 30. Хочет заниматься, но с условием – только грамматика. Больше ничего не нужно. Потому что говорить она не хочет, не может и ей это в целом не надо.
Кстати, грамматическая база у женщины очень хорошая. На уровне студента первого курса иняза как минимум, если не выше. То есть для нее, к примеру, герундий или сложное дополнение – совсем не пустой звук.
Хорошо, начинаем заниматься на предложенных условиях. Просит она побольше домашнего задания, причем делает все письменно. Один раз проверили на уроке – больше 30 минут заняло, а урок час. Решили, что так не пойдет. Она стала делать упражнения из Голицынского и проверять сама по ключам. А мне только задавала вопросы, если не понимала своих ошибок.
Надо сказать, работоспособность у женщины была громадная. За неделю он десяток страниц из этого Голицынского мне спокойно делала и еще кучу того, что я ей дополнительно давала.
Опять ее не устроило. Попросила каждый урок давать ей один фразовый глагол. Больше одного она не запомнит. Хорошо, я специально для нее составила кучу упражнений на эти глаголы, чтобы постоянные повторы были. Потому что основная озвученная проблема была:
- Я учу и тут же забываю.
Я честно пыталась донести до нее мысль, что, занимаясь по такой схеме, она и дальше будет «тут же забывать». Что новые слова надо покрутить на языке, употребить в предложениях, пересказах, рассказах. Нет.
- Не могу, не хочу, мне трудно. Мне устный язык не нужен.
Спрашиваю, какова же ее цель изучения языка.
- Чтобы взять книжку, читать и все понимать.
Так опять же, тут на одной грамматике далеко не уедешь. Тут лексика нужна.
Я ей очень-очень осторожно предложила прочитать небольшой диалог. Совсем простенький. Где все слова знакомы. И ответить на мои вопросы. А потом – попытаться мне в 1-2 предложениях рассказать, о чем там речь.
Потерпела полное фиаско. ( На вопросы не отвечает или отвечает после долгих уговоров. Причина:
- Я не понимаю, когда мне говорят. И сама отвечать не могу, могу написать.
Рассказать вообще отказалась.
И я вижу, что в целом с ее стороны растет недовольство нашими занятиями. Ну, понятно: вроде и учится, а цель-то не приближается. Не получается «читать и все понимать».
Я опять пытаюсь донести мысль, что надо как-то со словами работать. Уговорила все же взять штук 10 (разумеется, мы на уроке предварительно с ними работали) на дом, выучить, предложения составить.
Предложения-то она составила, это ж письменно. А вот насчет остального:
- Теперь я поняла, как страдают мои дети, когда им в школе задают что-то учить. Не могу! Не буду! Не мое! Это ужас, ужас!
И практически уже ногами топает, как ребенок, у которого что-то не получается.
Помыкались мы еще немного, потом она мне звонит:
- Можно, я не буду ходить на английский? У меня что-то плохо получается, мне тяжело и разонравилось.
- Конечно, можно, - радостно ответила я.
На этом мы и распрощались.
****
Сейчас, разумеется, я бы себя повела по-другому. Не знаю, как, но, вероятно, сразу бы от такой ученицы отказалась. Потому что когда тебе навязывают свою методику обучения одному аспекту, а потом хотят результатов по другому аспекту… Как-то это проблемно.
Я все понимаю, грамматика давалась ей легко, поэтому она охотно ей занималась. Чуть становилось тяжело – уже некомфортно. А хочется, чтобы было комфортно. Не получается – человек злится и обижается. Разумеется, не на себя. На репетитора, на обстоятельства и на прочее.
А вы бы стали работать с подобным учеником?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 28 мая в прошлом году:
Здоровое питание – это здорово!
Приготовили мы все-таки это варево! ))))
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.