Найти тему
563 подписчика

3.4. Развитие слухового восприятия речи у глухих детей.

1. Что из себя представляют речевые звуки? 2. Цели и задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия речи. 3. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?

1. Что из себя представляют речевые звуки?

2. Цели и задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия речи.

3. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?

Мы уже уточняли, что главное назначение слухового анализатора заключается в восприятии речи. Речевые звуки являются наиболее важным средством для развития слухового восприятия и одновременно наиболее сложным и длительным этапом в развитии слухового восприятия. Как только ребенок (пусть даже с небольшими ошибками) научится ориентироваться в неречевых звуках, можно включать в работу речевые звуки в виде слов. При этом мы не заканчиваем работу по развитию слухового восприятия неречевых звуков. Теперь работа по развитию слухового восприятия делится на два этапа: неречевые звуки и речевые звуки. Ведь неречевых звуков огромное количество, и необходимо продолжать расширять представления ребенка о них.

1. Что из себя представляют речевые звуки?

Это слова, звуки, слоги, фразы, предложения, текст и даже текст на иностранном языке. Это все речевые звуки. С одним замечанием: все они должны быть представлены ребенку устно для восприятия на слух. Текст ребенок не читает. Он его слушает. Всегда, когда мы говорим о развитии слухового восприятия, дети слушают текст. Чтением текстов с глухими детьми мы, конечно, тоже будем заниматься, но в этом случае у нас будут поставлены другие цели занятий. А сейчас мы говорим о развитии слухового восприятия речи.

2. Цели и задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия речи:

1. Выработка внимания. Слышу - не слышу. Поворачивает ли ребенок голову на этот звук или нет? Показывает ли он, что слышит звук или нет? Для этих занятий подойдет условно-рефлекторная двигательная реакция на звук или УДР. Только вместо звуков музыкальных инструментов используются звуки речи или слоги. Брось пуговку (камушек, ракушку и др.), если услышишь звук. Ребенок не должен повторять звук. Ему нужно только показать, что он его слышит. Сначала ребенок выполняет задание, ориентируясь на слух и на ваше лицо. Когда он научится выполнять это задание, воспользуйтесь экраном (веером), чтобы он не видел мимики вашего лица и опирался только на свои слуховые ощущения.

Рис 1. УДР.
Рис 1. УДР.

2. Пополнение, расширение и уточнение представлений о речевых звуках. Использовать в данном случае слово "звук" неуместно. Т.к. слова являются набором звуков. Поэтому сурдопедагоги используют понятие "речевая единица", которой является и звук, и слово, и предложение, и текст. Перед ребёнком ставится задача прослушать и узнать: это слово "машина", это звук [У], это слог "Ма", это рассказ про мальчика Вову. И даже прослушать текст на французском языке, если он его знает.

Рис 2. Речевые единицы. Здесь их представлено 10.
Рис 2. Речевые единицы. Здесь их представлено 10.

Поскольку мы говорим о пополнении, расширении и уточнении представлений о звуках, то как и в случае с неречевыми звуками главной задачей является рассказать, показать ребенку, о словах и их назначении - это собака, это кошка, это слон, это варежка, это стол и стул. Это слово звучит так, это животное (или предмет) выглядит так. Нужно рассказать ребенку о звуках - это буква А, О, П, С. Она звучит так, она выглядит вот так.

3. Дифференциация (различение между собой) звуков речи, слов, элементов слов. Это слово "собака", а это слово - "кошка", это звук [А], а это звук [О]. это слог "БУ", а это слог "БО", это слово "показал", а это слово "указал". Обо всем нужно предварительно рассказать (см пункт 2.) и сделать это нужно адекватно слуховым возможностям и пониманию ребенка. А затем приступать к различению. Ребенку предлагается закрытый список слов. Например, "собака", "тарелка", "мышь" и "ягода". Список может быть представлен в виде слов, игрушек или картинок. Педагог называет слово, а ребенок должен его повторить и показать соответствующую табличку со словом (картинку или игрушку). Как только ребенок научится выполнять это задание, педагог закрывает лицо экраном, и ребенок выполняет задание ориентируясь только на слух.

Рис 3. Послушай, что я скажу. Повтори и покажи.
Рис 3. Послушай, что я скажу. Повтори и покажи.

Ребенок прослушал слово, повторил (пусть даже с ошибками), показал. Значит задача выполнена. Значит в его слуховом словаре есть еще одно слово - "собака". Таким образом мы тренируем слух ребенка и пополняем его слуховой словарь.

1. Что из себя представляют речевые звуки? 2. Цели и задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия речи. 3. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?-5

Вы можете записывать в отдельную тетрадь слова, которые знает ребенок. Это очень удобно, чтобы впоследствии подбирать их для составления фраз, предложений и текстов. Вы не будете записывать за ребенком слова всю его жизнь. Настанет день, когда необходимость в этом исчезнет. Чем больше слов знает ребенок, тем больше у него возможностей.

1. Что из себя представляют речевые звуки? 2. Цели и задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия речи. 3. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?-6

Точно так же мы работаем и со звуками речи. Ребенку предлагается список звуков (или слогов). Педагог называет звук, ребенок должен выбрать из списка звук, который вы назвали. Называть звук в таком случае не обязательно. (потому что у глухих детей долго сохраняются нарушения звукопроизношения и замены звуков, из-за которых он будет путать самого себя)

Рис 4. Что ты услышал? А или У?
Рис 4. Что ты услышал? А или У?

4. Распознавание речи. Отличие различения речи от распознавания в том, что в случае различения ребенок пользуется только закрытым списком слов, который лежит непосредственно перед ним. Когда мы говорим о распознавании, никакого списка у ребенка нет. Вы произносите слово (или звук, или предложение, или фразу или даже целый текст), а ребенок должен определить, что вы сказали. Сначала работа проводится слухозрительно. Позже вы берете экран, и ребенок ориентируется только на слух. Вы говорите - ребенок повторяет. Конечно, для такой работы ребенку необходим и слуховой опыт, и слуховой словарь, и в какой-то мере развитое слуховое восприятие и даже речь, чтобы он мог повторить, что именно вы сказали или кратко пересказать услышанный текст. Это и есть распознавание речи.

Сейчас вы читаете текст. Вы полностью погружены в блог. Если сзади вас раздастся голос, скажет вам "принеси мне штаны", а вы услышите его и поймете, то можно сказать, вы справились с задачей распознавания речи. А ведь ни штанов перед вами, ни закрытого выбора слов в табличках или в картинках не было. Но вы поняли на слух, что вам сказали. Вот к чему мы должны стремиться, занимаясь развитием слухового восприятия речи.

Рис 5. Распознавание речи.
Рис 5. Распознавание речи.

3. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?

Звуки, слоги, слова, фразы, предложения, тексты...

Рис 6. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?
Рис 6. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?

1. Слова

Целесообразнее начинать работу по развитию слухового восприятия речи со слов, т. к. они несут определенную информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трехсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением. В слове нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. Слово "дом" можно взять в руки, нарисовать, построить из кубиков, найти его за окном. Слово "дом" имеет практическую значимость в жизни ребенка. Он будет его использовать.

Рис 7. Это все - дом
Рис 7. Это все - дом

2. А звуки и слоги?

Для включения в работу над слуховым восприятием обязательно использовать звуки. Но перед звуками нужно накопить небольшой объем словарного запаса. Звук или слог - единица абстрактная. Звук обозначается буквой или двумя буквами. Для детей дошкольного возраста буква может быть представлена в виде игрушки, но это не дает ей такого практического назначения, как слово. Буква все равно остается абстракцией. И если отталкиваться от особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста, то буква - это совсем не то, что необходимо ребенку. Но это не значит, что мы не берем в работу с дошкольниками буквы и звуки. Для включения в работу над слуховым восприятием обязательно использовать звуки. Первые звуки в виде букв, которые будет различать малыш, должны быть представлены в виде игрушки, вырезанной из бумаги или слепленной из пластилина. Прилепите к буковке глазки, нос, рот, поиграйте в букву, называя ее. Слепите вторую буковку, обыграйте ее. Или соотнесите букву со словом на этот звук. С - собака, Ш - шарик. После чего приступайте к различению звуков.

Рис 8.
Рис 8.

3. Предложения и тексты.

Позже, когда у ребенка будет накоплен минимальный слуховой словарь, можно переходить к фразе из двух знакомых ребенку слов. Например, "самолет летит". Затем к предложению, а после предложения - к тексту. Слово, фраза, предложение и текст в данном случае рассматривается как единая речевая единица. Текст - это тоже одна речевая единица. Текст - единое целое. Предложения и текст — более сложные речевые единицы как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, т. к. каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст — из нескольких предложений.

Итак:

Развитие слухового восприятия речи начинается со слов. Звуки и слоги - это более сложные речевые единицы для восприя­тия на слух. Самые трудные речевые единицы для восприятия на слух - предложения и текст.

Предыдущая статья - 3.3 Развитие слухового восприятия неречевых звуков у глухих детей

Следующая статья - 3.5 О полисенсорном восприятии

Статьи о слуховом восприятии:

3.1 О развитии слухового восприятия у глухих детей

3.2 Развитие слухового восприятия у глухих детей

3.3 Развитие слухового восприятия неречевых звуков у детей с нарушениями слуха

3.5 О полисенсорном восприятии

3.6 Путь от первой реакции на звуки к распознаванию речи

3.7 Немного практических занятий по развитию слухового восприятия