1. Что из себя представляют речевые звуки?
2. Цели и задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия речи.
3. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?
Мы уже уточняли, что главное назначение слухового анализатора заключается в восприятии речи. Речевые звуки являются наиболее важным средством для развития слухового восприятия и одновременно наиболее сложным и длительным этапом в развитии слухового восприятия. Как только ребенок (пусть даже с небольшими ошибками) научится ориентироваться в неречевых звуках, можно включать в работу речевые звуки в виде слов. При этом мы не заканчиваем работу по развитию слухового восприятия неречевых звуков. Теперь работа по развитию слухового восприятия делится на два этапа: неречевые звуки и речевые звуки. Ведь неречевых звуков огромное количество, и необходимо продолжать расширять представления ребенка о них.
1. Что из себя представляют речевые звуки?
Это слова, звуки, слоги, фразы, предложения, текст и даже текст на иностранном языке. Это все речевые звуки. С одним замечанием: все они должны быть представлены ребенку устно для восприятия на слух. Текст ребенок не читает. Он его слушает. Всегда, когда мы говорим о развитии слухового восприятия, дети слушают текст. Чтением текстов с глухими детьми мы, конечно, тоже будем заниматься, но в этом случае у нас будут поставлены другие цели занятий. А сейчас мы говорим о развитии слухового восприятия речи.
2. Цели и задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия речи:
1. Выработка внимания. Слышу - не слышу. Поворачивает ли ребенок голову на этот звук или нет? Показывает ли он, что слышит звук или нет? Для этих занятий подойдет условно-рефлекторная двигательная реакция на звук или УДР. Только вместо звуков музыкальных инструментов используются звуки речи или слоги. Брось пуговку (камушек, ракушку и др.), если услышишь звук. Ребенок не должен повторять звук. Ему нужно только показать, что он его слышит. Сначала ребенок выполняет задание, ориентируясь на слух и на ваше лицо. Когда он научится выполнять это задание, воспользуйтесь экраном (веером), чтобы он не видел мимики вашего лица и опирался только на свои слуховые ощущения.
2. Пополнение, расширение и уточнение представлений о речевых звуках. Использовать в данном случае слово "звук" неуместно. Т.к. слова являются набором звуков. Поэтому сурдопедагоги используют понятие "речевая единица", которой является и звук, и слово, и предложение, и текст. Перед ребёнком ставится задача прослушать и узнать: это слово "машина", это звук [У], это слог "Ма", это рассказ про мальчика Вову. И даже прослушать текст на французском языке, если он его знает.
Поскольку мы говорим о пополнении, расширении и уточнении представлений о звуках, то как и в случае с неречевыми звуками главной задачей является рассказать, показать ребенку, о словах и их назначении - это собака, это кошка, это слон, это варежка, это стол и стул. Это слово звучит так, это животное (или предмет) выглядит так. Нужно рассказать ребенку о звуках - это буква А, О, П, С. Она звучит так, она выглядит вот так.
3. Дифференциация (различение между собой) звуков речи, слов, элементов слов. Это слово "собака", а это слово - "кошка", это звук [А], а это звук [О]. это слог "БУ", а это слог "БО", это слово "показал", а это слово "указал". Обо всем нужно предварительно рассказать (см пункт 2.) и сделать это нужно адекватно слуховым возможностям и пониманию ребенка. А затем приступать к различению. Ребенку предлагается закрытый список слов. Например, "собака", "тарелка", "мышь" и "ягода". Список может быть представлен в виде слов, игрушек или картинок. Педагог называет слово, а ребенок должен его повторить и показать соответствующую табличку со словом (картинку или игрушку). Как только ребенок научится выполнять это задание, педагог закрывает лицо экраном, и ребенок выполняет задание ориентируясь только на слух.
Ребенок прослушал слово, повторил (пусть даже с ошибками), показал. Значит задача выполнена. Значит в его слуховом словаре есть еще одно слово - "собака". Таким образом мы тренируем слух ребенка и пополняем его слуховой словарь.
Вы можете записывать в отдельную тетрадь слова, которые знает ребенок. Это очень удобно, чтобы впоследствии подбирать их для составления фраз, предложений и текстов. Вы не будете записывать за ребенком слова всю его жизнь. Настанет день, когда необходимость в этом исчезнет. Чем больше слов знает ребенок, тем больше у него возможностей.
Точно так же мы работаем и со звуками речи. Ребенку предлагается список звуков (или слогов). Педагог называет звук, ребенок должен выбрать из списка звук, который вы назвали. Называть звук в таком случае не обязательно. (потому что у глухих детей долго сохраняются нарушения звукопроизношения и замены звуков, из-за которых он будет путать самого себя)
4. Распознавание речи. Отличие различения речи от распознавания в том, что в случае различения ребенок пользуется только закрытым списком слов, который лежит непосредственно перед ним. Когда мы говорим о распознавании, никакого списка у ребенка нет. Вы произносите слово (или звук, или предложение, или фразу или даже целый текст), а ребенок должен определить, что вы сказали. Сначала работа проводится слухозрительно. Позже вы берете экран, и ребенок ориентируется только на слух. Вы говорите - ребенок повторяет. Конечно, для такой работы ребенку необходим и слуховой опыт, и слуховой словарь, и в какой-то мере развитое слуховое восприятие и даже речь, чтобы он мог повторить, что именно вы сказали или кратко пересказать услышанный текст. Это и есть распознавание речи.
Сейчас вы читаете текст. Вы полностью погружены в блог. Если сзади вас раздастся голос, скажет вам "принеси мне штаны", а вы услышите его и поймете, то можно сказать, вы справились с задачей распознавания речи. А ведь ни штанов перед вами, ни закрытого выбора слов в табличках или в картинках не было. Но вы поняли на слух, что вам сказали. Вот к чему мы должны стремиться, занимаясь развитием слухового восприятия речи.
3. С чего начинать развитие слухового восприятия речи?
Звуки, слоги, слова, фразы, предложения, тексты...
1. Слова
Целесообразнее начинать работу по развитию слухового восприятия речи со слов, т. к. они несут определенную информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трехсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением. В слове нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. Слово "дом" можно взять в руки, нарисовать, построить из кубиков, найти его за окном. Слово "дом" имеет практическую значимость в жизни ребенка. Он будет его использовать.
2. А звуки и слоги?
Для включения в работу над слуховым восприятием обязательно использовать звуки. Но перед звуками нужно накопить небольшой объем словарного запаса. Звук или слог - единица абстрактная. Звук обозначается буквой или двумя буквами. Для детей дошкольного возраста буква может быть представлена в виде игрушки, но это не дает ей такого практического назначения, как слово. Буква все равно остается абстракцией. И если отталкиваться от особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста, то буква - это совсем не то, что необходимо ребенку. Но это не значит, что мы не берем в работу с дошкольниками буквы и звуки. Для включения в работу над слуховым восприятием обязательно использовать звуки. Первые звуки в виде букв, которые будет различать малыш, должны быть представлены в виде игрушки, вырезанной из бумаги или слепленной из пластилина. Прилепите к буковке глазки, нос, рот, поиграйте в букву, называя ее. Слепите вторую буковку, обыграйте ее. Или соотнесите букву со словом на этот звук. С - собака, Ш - шарик. После чего приступайте к различению звуков.
3. Предложения и тексты.
Позже, когда у ребенка будет накоплен минимальный слуховой словарь, можно переходить к фразе из двух знакомых ребенку слов. Например, "самолет летит". Затем к предложению, а после предложения - к тексту. Слово, фраза, предложение и текст в данном случае рассматривается как единая речевая единица. Текст - это тоже одна речевая единица. Текст - единое целое. Предложения и текст — более сложные речевые единицы как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, т. к. каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст — из нескольких предложений.
Итак:
Развитие слухового восприятия речи начинается со слов. Звуки и слоги - это более сложные речевые единицы для восприятия на слух. Самые трудные речевые единицы для восприятия на слух - предложения и текст.
Предыдущая статья - 3.3 Развитие слухового восприятия неречевых звуков у глухих детей
Следующая статья - 3.5 О полисенсорном восприятии
Статьи о слуховом восприятии:
3.1 О развитии слухового восприятия у глухих детей
3.2 Развитие слухового восприятия у глухих детей
3.3 Развитие слухового восприятия неречевых звуков у детей с нарушениями слуха
3.5 О полисенсорном восприятии
3.6 Путь от первой реакции на звуки к распознаванию речи
3.7 Немного практических занятий по развитию слухового восприятия