Найти тему
Военобзор

Румыния – тоже авиастроительная "держава": румынский учебно-боевой самолёт IAR-99 Soim

Истребители IAR 80 ВВС Румынии в полёте, военные годы. Фото из открытых источников
Истребители IAR 80 ВВС Румынии в полёте, военные годы. Фото из открытых источников

Возможно, для кого-то это будет сюрпризом, но Румыния – тоже авиастроительная "держава". По крайней мере, была таковой. И речь не периоде Второй мировой войны, когда румынские предприятия в довольно приличных количествах выпускали истребители IAR 80. Речь о событиях относительно недавнего прошлого.

Только выпускал румынский авиапром не истребители, штурмовки или фронтовые бомбардировщики. И даже не пассажирские или лёгки учебные самолёты. Всё гораздо интереснее!

Профильный портал Defense Romania опубликовал информацию, в которой говорится о том, что Министерство национальной обороны Румынии выдало четыре контракта израильской компании Elbit Systems на модернизацию некоторых самолётов и установку средств радиоэлектронной борьбы, инфракрасных оптико-электронных систем (EOIR) и систем BrightNite на вертолеты IAR 330.

Вертолёты IAR 330 пролетают над Бухарестом. Фото: Министерство обороны Румынии / commons.wikimedia.org
Вертолёты IAR 330 пролетают над Бухарестом. Фото: Министерство обороны Румынии / commons.wikimedia.org

IAR 330 – это лицензионная копия французского вертолёта Aerospatiale SA 330 Puma, производившаяся по 2008 год включительно румынской авиастроительной фирмой IAR SA Brasov. А что за "некоторые" самолёты? А это IAR 99 Soim ("Сокол").

IAR 99 Soim ВВС Румынии. Фото: Craiova Aircraft
IAR 99 Soim ВВС Румынии. Фото: Craiova Aircraft

В публикации румынского издания говорится о том, что один из четырёх подписанных контрактов предусматривает установку на самолёты данного типа передовой авиаоники и проекционного дисплея. А если конкретнее, то израильская Elbit Systems поставит передовые комплекты авионики, встроенные виртуальные системы для обучения в реальном времени, нашлемные дисплеи, навигационные системы и системы активации вооружения. Всё это добро получит авиационное предприятие Avioane Craiova SA, осуществляющее модернизацию самолётов IAR 99 Soim румынских ВВС.

Что касается самого IAR 99, то этот учебно-боевой самолёт пришёл на замену чехословацким L-29 и L-39. Кроме учебно-боевых целей самолёт может использоваться для оптической разведки. Для этого он имеет комплект фотооборудования в подвесном контейнере.

Свой первый полёт прототип самолёта совершил в 1985 году. В 1987 году IAR 99 поступил на вооружение ВВС Румынии. Правда, и тут есть нюанс – было построено всего 28 таких самолётов, из которых 3 являются прототипами. Это за всё время производства с 1987 по 2008 годы включительно.

Учебно-боевой самолёт IAR 99 Soim румынских ВВС. Фото: konflikty.pl / commons.wikimedia.org
Учебно-боевой самолёт IAR 99 Soim румынских ВВС. Фото: konflikty.pl / commons.wikimedia.org

Согласно данным справочника World Air Forces, на начало 2023 на вооружении румынских ВВС было всего 19 таких самолётов. Какое количество из них намерены модернизировать румынские, остаётся неясным.

Но румынское издание Defense Romania хвалит самолёт. Даже приводит слова представителей компании Elbit, которые говорят, что IAR 99 Soim является усовершенствованным учебно-боевым самолётом, и модернизация поможет эффективно обучать лётчиков ВВС Румынии. Особенно на истребители F-16.

Ещё бы представители израильской фирмы не делали такие заявления, когда у них на руках твёрдый контракт с военным ведомством Румынии. Кстати, контракт рассчитан на целых четыре года.

А Вы что думаете по данному поводу?

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал)