Найти тему

Многогранный талант художника Н. А. Кошелева

Улыбающаяся девочка (частное собрание)
Улыбающаяся девочка (частное собрание)

Этот пост - продолжение рассказа о замечательном художнике Н. А. Кошелеве, известном передвижнике, о котором после революции стали забывать.

-2

Николай Андреевич Кошелев родился в семье крепостных, в детстве и отрочестве живописью он занимался урывками, в первые годы учебы в Академии художеств боролся с нуждой, но уже тогда создал первые работы, вызвавшие интерес публики. Подробности тут

«Странница» (1867) Ярославский художественный музей источник изображения https://oshanbo.livejournal.com/70562.html?noscroll
«Странница» (1867) Ярославский художественный музей источник изображения https://oshanbo.livejournal.com/70562.html?noscroll

Широко известны были жанровые картины Кошелева. Художник писал повседневную жизнь, и при этом в его работах, в отличие от работ многих передвижников, нет драмы, трагизма и безнадеги. Бывший крепостной не писал страдающих крестьян. На картине «Странница» мы видим крестьянскую семью, которая с интересом слушает рассказ зашедшей к ним женщины. В то время к странникам в народе относились с уважением. С одной стороны сказывалось традиционные сочувствие и интерес к «божьим людям», с другой - просто любопытство. Люди любили рассказы о далеких краях (кстати книги о путешествиях и приключениях стабильно были одними из самых востребованных среди крестьян, но это уже другая история)

«Продавец образков» источник https://kolybanov.livejournal.com/18107132.html
«Продавец образков» источник https://kolybanov.livejournal.com/18107132.html

Или вот дремлющий продавец образков. Примечательно, что в Москве была забавная традиция: продавцы икон свой товар не продавали, а «меняли на деньги». Поэтому, зайдя в лавку, покупатель, указывая на заинтересовавшую икону спрашивал, на что ее меняют, а продавец отвечал, что меняет на столько-то рублей.

Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве, подаренный Н.А. Кошелевым Нижегородскому историко-художественному музею.  Вседержитель, восседающий на престоле. 1874 г. Эскиз росписи барабана главного купола. источник https://book-hall.ru/proekt-goda/nizhegorodskii-khronotop-god-2014/virtualnyi-vernisazh/monograficheskii-zal-nikolaya-kos
Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве, подаренный Н.А. Кошелевым Нижегородскому историко-художественному музею. Вседержитель, восседающий на престоле. 1874 г. Эскиз росписи барабана главного купола. источник https://book-hall.ru/proekt-goda/nizhegorodskii-khronotop-god-2014/virtualnyi-vernisazh/monograficheskii-zal-nikolaya-kos

Кошелев известен был не только жанровой, но и религиозной живописью. Впервые расписывать храм ему довелось в 1859 году, еще до поступления в Академию. Осенью 1865 года преподаватель Академии художеств А. Т. Марков получил заказ на роспись главного купола Храма Христа Спасителя и пригласил для этого выпускника Академии И. Н. Крамского. Тот в свою очередь пригласил товарищей – Н. А. Кошелева и Б. Б. Венига. Позже Крамской вспоминал: «Мы принялись за работу, распределив её следующим образом: я взял фигуру Саваофа, Вениг — трех серафимов внизу около земного шара, а Кошелев — головы херувимов в облаках по бокам. Была глубокая осень, леса закрывали все окна барабана, так что работать нужно было только по расчёту. На палитру надеяться было уже нельзя; все тоны должны были быть заготовлены заранее, необходимо было установить нормы тонов, от которых уже не отступать; но для всего этого ни у меня, ни у кого другого не было ни знаний, ни опыта. Пришлось решать дело, совершенно мне незнакомое. Главный строитель К. А. Тон, узнав, что Марков пустил писать купол каких-то школьников, объявил, что он ни за что не пойдёт больше в храм, знать ничего не хочет и смотреть ничего не будет. Комиссия была, разумеется, ещё сдержаннее, долго мы так творили что-то впотьмах, долго тосковал А. Т. Марков о своей ошибке, но поправить дело было уже не в его власти». Несмотря на все трудности, результатом все остались довольны. В 1868 году Кошелев также получил заказ на роспись малых куполов храма Христа Спасителя. За основу были взяты эскизы академика П. В. Басина, который не смог закончить работу из-за ухудшившегося зрения. За работу в храме Христа Спасителя Кошелев получает звание академика (1873), а затем и профессора Академии художеств (1878).

Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. «И слово плоть бысть…». 1871 г. Эскиз росписи южного свода. источник https://book-hall.ru/proekt-goda/nizhegorodskii-khronotop-god-2014/virtualnyi-vernisazh/monograficheskii-zal-nikolaya-kos
Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. «И слово плоть бысть…». 1871 г. Эскиз росписи южного свода. источник https://book-hall.ru/proekt-goda/nizhegorodskii-khronotop-god-2014/virtualnyi-vernisazh/monograficheskii-zal-nikolaya-kos

Получив солидный гонорар, в 1878 году художник отправился в за границу. Он посетил Берлин, Дрезден, Франкфурт-на-Майне, Вену, Париж, Рим. В Риме он работал над картинами «Погребение Христа», «Жены-мироносицы, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова получают от ангела весть о Воскрешении Иисуса Христа». Также он побывал в Иерусалиме, где работал в Александровском подворье ИППО в Иерусалиме. церкви Св. Александра Невского была создана картина «Голова Спасителя». Сейчас она висит в комнате для гостей на Александровском подворье. Ее заменили картиной И. Е. Репина «Несение креста».

источник https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post324805436
источник https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post324805436

Там же был создан цикл «Крестный путь» из 18 полотен. В нижней части каждого полотна помещена цитата из Евангелия со ссылкой на соответствующую главу и стих, которая соответствует изображению. Этот цикл упомянут в «Сообщениях Императорского Православного Палестинского общества» (1892): «…На западной и боковых стенах между окнами поставлены до 30 икон палестинских и русских святых… работы художника Пасхина. Под ними целый ряд икон, с фигурами в человеческий рост высокохудожественной работы Н. А. Кошелева, изображает всю страстную историю Господа нашего, начиная от моления о чаше и до положения во гроб… Ныне из этих 20 икон готовы только 5: 1) Моление о чаше, 2) „Иисус Христос будит своих учеников“, 3) „Предание Иисуса Христа“, 4) „Иисус, ведомый к Каиафе“ и 5) Иисус перед Пилатом…» Есть работы Кошелева и в других зарубежных храмах.

«Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше)»
«Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше)»
Не плачьте, дщери Иерусалимские! (1899)
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества источник https://www.ippo.ru/kultura-i-iskusstvo/article/religioznaya-zhivopis-na-kosheleva-202854
Не плачьте, дщери Иерусалимские! (1899) Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского, Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества источник https://www.ippo.ru/kultura-i-iskusstvo/article/religioznaya-zhivopis-na-kosheleva-202854
Прободение ребра Иисуса воином (1900) Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского, источник https://www.ippo.ru/kultura-i-iskusstvo/article/religioznaya-zhivopis-na-kosheleva-202854
Прободение ребра Иисуса воином (1900) Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского, источник https://www.ippo.ru/kultura-i-iskusstvo/article/religioznaya-zhivopis-na-kosheleva-202854

Надо заметить, что отзывы о религиозной живописи Кошелева были противоречивы. Одни ей восхищались, другие считали слишком монументальной, однотипной и не отвечающей модным веяниям.

Погребение Христа (1880–1881) Нижегородский государственный художественный музей
Погребение Христа (1880–1881) Нижегородский государственный художественный музей
Погребение Христа. Фрагмент
Погребение Христа. Фрагмент

Вернувшись в Россию, он участвовал в реставрации росписи Исаакиевского собора, украшении Храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Бегство в Египет. Эскиз для мозаики храма Воскресения (Спас на Крови) 1890-1899 Государственный Русский Музей источник изображения https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post324805436
Бегство в Египет. Эскиз для мозаики храма Воскресения (Спас на Крови) 1890-1899 Государственный Русский Музей источник изображения https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post324805436
Преображение Господне. Мозаика по эскизу Н. А. Кошелева. 1890-е гг.
Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови), Санкт-Петербург
Преображение Господне. Мозаика по эскизу Н. А. Кошелева. 1890-е гг. Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови), Санкт-Петербург

Помимо росписи храмов Кошелев занимался преподавательской деятельностью. Он преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1880-х–1890-х был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища. Также Кошелев вместе с  А.А. Карелиным, сыном знаменитого нижегородского фотографа А.О. Карелина, стал инициатором создания в Нижегородского историко-художественного музея. Открытие было приурочено к знаменитой Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года. В новый музей художник передал часть своих работ.

«Гробница пророка Исайи и апостола Иакова в Иерусалиме» (1891) Нижегородский историко-художественный музей
«Гробница пророка Исайи и апостола Иакова в Иерусалиме» (1891) Нижегородский историко-художественный музей

Также Кошелев писал портреты.

«Портрет А. А. Киселева»
«Портрет А. А. Киселева»

Однажды с ним даже произошел курьезный скандал. Его в 1884 году А. П. Чехов описал в «Осколках московской жизни». «В Москве есть богатый еврей, именем Мичинер. У него есть меховой магазин, тот самый, о котором упоминается в одном из романов Писемского. Есть у него пятиэтажные дома и лавки, дающие тысячные доходы. Он богат и славен, но скуп, как купец Кукин. Зиму и лето одевается он в парусинку, питается селедкой и акридами, спит на сундуке и, за неимением дорогой бритвы, бреется, как брился во время оно Дионисий, тиран Сиракузский, — раскаленной ореховой скорлупой. Недавно его посетило несчастье... ужасное несчастье! Родня ли ему посоветовала, минута ли такая подошла, или, быть может, он слишком лестного мнения о своей физиономии, только вздумалось ему писать с себя портрет. Долго он думал насчет портрета и долго не решался. Ведь портрет стоит не гривенник, не рубль, а — страшно сказать — сотни рублей! После долгих колебаний и мучительных сомнений решился он, наконец, обратиться к художнику Кошелеву. Кошелев — это ужасно! — запросил с него 300 руб. Г. Мичинер вздохнул, махнул рукой и согласился: валяй, семи смертям не бывать! Начались сеансы. Сидел г. Мичинер перед Кошелевым, следил за взмахами его кисти и страдал. Мысль о трехстах рублях не давала ему покоя во все сеансы. Когда работа художника была уже близка к концу, он не вынес страданий и последовал влечению своего сердца: послал, чудак этакий, Кошелеву письмо, в котором, жалуясь на жару, попросил отсрочить сеанс на неопределенный срок, а через несколько времени и совсем отказался от портрета. Кошелев подал на него иск в 300 руб. Начался процесс. Г. Мичинер мотивировал на суде свой отказ тем, что портрет якобы не похож на него. Однако суд не согласился с ним и, выслушав экспертов, состоявших из наших знаменитостей, постановил взыскать в пользу Кошелева с Мичинера 300 руб., а портрет передать ему же, Кошелеву, для уничтожения. И портрета нет, и 300 руб. пропали. Большего несчастья и представить себе невозможно! Вот вам злонравия достойные плоды!»

О последних годах жизни художника практически ничего не известно. Умер он в 1918 году в Петрограде.

Еще несколько работ автора

«Голова старика» (1874) Нижегородский государственный художественный музей
«Голова старика» (1874) Нижегородский государственный художественный музей
«Сидящий селянин»
«Сидящий селянин»
«Портрет девочки в светло-зелёном платье » Донецкий областной художественный музей
«Портрет девочки в светло-зелёном платье » Донецкий областной художественный музей
«Кошелев Н. А. и Крамская С. Н. (урок музыки)» (1865)
«Кошелев Н. А. и Крамская С. Н. (урок музыки)» (1865)
«Утро в деревне»  (1880-е) частное собрание. источник https://kolybanov.livejournal.com/18107132.html
«Утро в деревне» (1880-е) частное собрание. источник https://kolybanov.livejournal.com/18107132.html
«Девушка в розовом»
«Девушка в розовом»
«Из детства Петра Великого»
«Из детства Петра Великого»
«Князь Мстислав Удалой ведет новгородцев на битву с суздальцами» (грав. Шюблер)
«Князь Мстислав Удалой ведет новгородцев на битву с суздальцами» (грав. Шюблер)
«Возвращение святителя Алексия, митрополита Московского» (грав. Шюблер)
«Возвращение святителя Алексия, митрополита Московского» (грав. Шюблер)
«Старик-крестьянин» источник https://kolybanov.livejournal.com/18107132.html
«Старик-крестьянин» источник https://kolybanov.livejournal.com/18107132.html
Портрет императрицы Марии Федоровны. 1880-е
Портрет императрицы Марии Федоровны. 1880-е

этот материал также можно увидеть на моем канале тут

#картина #живопись #искусство #художник #биография #история