Существует не так много способов сделать удачный документальный фильм о музыкальной группе или исполнителе. На самом деле, с 60-х сложился определенный ряд клише, зачастую превращающих ленту об очередном культурном явлении в довольно-таки заунывное зрелище. Как правило, оно состоит из интервью с участниками/журналистами/друзьями/фанатами и перемежается кусками из более или менее зажигательных шоу, показывающих, «каким парнем был» тот или иной персонаж, скажем, 30 лет назад.
Но есть приятные исключения из правил. И заслуга Beat Film Festival - Международного фестиваля нового документального кино о музыке и современной культуре, состоит не только в тщательности, с которой его основатели - Кирилл Сорокин и Алена Бочарова, с 2010-го подбирают материал для ежегодных показов. Но и в одном из «сайд-проектов» под названием Beat Weekend — региональной версии фестиваля, проходящей в больших городах России в течение одних выходных, на которую отбираются пять наиболее важных и востребованных фильмов из летней программы Beat Film Festival. С его помощью молодые зрители по всей стране имеют возможность увидеть новое документальное кино о культурных феноменах и героях, которые им интересны и близки.
Открылся фестиваль российской премьерой классика американского независимого кинематографа, неоднократного призера Каннского кинофестиваля Джима Джармуша «Gimme Danger: история Игги и The Stooges». Российские зрители любят такие картины Джармуша, как «Мертвец» (с еще нераспиаренным Джонни Деппом); вышедший раньше моды на всё японское «Пёс-призрак: Путь самурая»; трагикомический фильм «Сломанные цветы»; недооцененный минималистичный «Кофе и сигареты»; нежную вампирскую медитацию «Выживут только любовники». Одну из самых главных ролей в картинах американского режиссера играет рок-музыка, которую к части своих картин он сочинял сам. И в двух его произведениях в качестве актера снимался Джеймс Ньюэл Остерберг-младший, он же Великий и Ужасный Игги Поп – главный герой «Gimme Danger». «Мне удалось уничтожить 60-е», - скромно признается Игги в фильме, намекая на то, что с помощью его неординарной личности и созданной им «ужасной, вульгарной, немыслимой, жестокой» и т.д. (как писали современные ему журналисты) группы Stooges, эпоха «детей-цветов» сменилась на нечто более жесткое, но не менее талантливое. Игги часто относят то к глэм-року, то к панку, но в фильме он опровергает какую-либо принадлежность к любым тенденциям, отстаивая свое право быть таким, каков он есть. Спустя 40 лет «Stooges» признается одной из самых влиятельных групп в истории рок-музыки.
Во второй день Beat Weekend был показан фильм «Когда земля кажется легкой» - исполненный поэзии рассказ о грузинской молодежи, скейтерах, которые носят длинные волосы и металлические футболки, разбивают в кровь коленки и шатаются без дела там, где солнце светит так же ярко, как в Калифорнии. Призраки советского прошлого и руины империи служат выцветшим задником к молодой бьющей ключом жизни в Тбилиси, который фильм открывает по-новому: даже знакомый каждому, кто бывал здесь, переход под улицей Руставели видится иным, когда проносишься по нему на скейте. Так же преображается и парк Мтацминда, куда герои забираются ночью, чтобы погонять на скейтах по обездвиженным водным горкам. Так они делают Тбилиси, в котором все новое неизменно подвергается сопротивлению со стороны вековых традиций, своим городом, и никакие военные парады, никакие полицейские наряды, разгоняющие мирную ЛГБТ-демонстрацию, не способны отнять его у них. Они читают хип-хоп, когда соседи смотрят в телевизор, а в случае чего едут на море, где сходятся воедино все те же универсальные для городских жителей символы романтики и свободы — товарные поезда, канатные дороги, заброшенные взлетные полосы аэропорта, пустые бассейны. Режиссер фильма Давид Месхи рассказывал: «Несмотря на то, что в Грузии многое поменялось и до сих пор меняется, никому, кажется, нет дела до нового поколения. Речь в нашем фильме не только о скейтерах, это и художники, музыканты, молодые люди вообще. Существует огромная пропасть между их реальностью и реальностью взрослого мира, кратная разнице между YouTube и традиционным обществом, которое их окружает. Так что я бы не сказал, что это фильм о скейтерах, нашей целью было показать столкновение и сосуществование этих двух реальностей».
В какой-то степени шведский фильм «Фонко» продолжает тему предыдущей ленты, показывая жизнь не самого мейнстримового, в нашем понимании, места: клубной сцены почти дюжины больших африканских столиц: Йоханнесбурга, Лагоса, Дакара. Фильм озвучен певицей Нене Черри и начинен фрагментами текстов и выступлений Фела Кути, одного из самых влиятельных африканских артистов и политических активистов. Его яркие и местами радикальные высказывания о борьбе с неоколониализмом, о том, что слово “демократия” не так уж далеко от “сумасшествия” (democrazy) соседствуют с не менее впечатляющими образами молодых африканских музыкантов, тех, кто готовит в домашних условиях африканскую танцевальную революцию. Она уже давно доносится до остального мира отголосками kwaito- и shangaan-клипов, набирающих сотни тысяч просмотров на YouTube, но для самой Африки это не просто мода. Электронная музыка на континенте сегодня — это возможность найти общий язык между соседними культурами, попытка обрести собственный голос в мировом масштабе (в том числе, и женский голос). В конце концов, возможность найти себе достойное дело там, где вообще делается мало легальных дел.
Фильм 1973-го года «Зигги Стардаст и пауки с Марса» - запечатленная легенда. Дэвид Боуи вышел на сцену лондонского Hammersmith Odeon, чтобы дать свой последний концерт в образе Зигги Стардаста. О том, что это прощальное выступление космического мессии, не знал заранее никто, включая музыкантов группы и режиссера Д.А. Пеннебейкера, который вообще-то пришел туда снять двадцатиминутный промо-фильм, но увидев Боуи на сцене, остался и запечатлел все, включая бесчисленные наряды артиста и полуживые от счастья толпы фанатов в партере. Ставший сегодня классикой концертный фильм, Пеннебейкер в итоге разбавил лишь несколькими дублями артиста за сценой. Их, впрочем, достаточно для того, чтобы обозначить тот самый зазор, который создавал в Боуи бешеный магнетизм — зазор между персонажем и человеком, от которого трудно отвести взгляд.
Не секрет, что на определенном этапе творческие и личные пути Боуи и Игги пересеклись, чтобы высечь искры новых музыкальных направлений. Одной из загадочных и таинственных страниц стало путешествие двух музыкантов в поисках вдохновения в не слишком благоволящий иностранцам Советский Союз в 1976 году.
По следам своих кумиров отправились герои закрывающего фестиваль фильма «Placebo: Alt.Russia». Отметив свое двадцатилетие, летом 2014-го года группа Placebo отправилась в тур по 10-ти российским городам, отчасти следующий по транссибирской магистрали, и тем самым, дававший группе редкую возможность проехать по пути, по которому в свое время путешествовали Дэвид Боуи и Игги Поп.
В то время как Россия находилась в центре мировых событий и не сходила с первых полос, группа смогла своими глазами увидеть то, о чем редко говорят в новостях — здешнюю культуру, сконцентрированную отнюдь не только в Москве и представленную в фильме художниками, архитекторами и музыкантами. Именно благодаря им, группа смогла увидеть совсем иную картину, отличную как от телевизионной, так и от обычной рутины музыкантов в туре — это путешествие через всю страну, от Сибири до Балтийского моря, сопровождаемое множеством новых знакомств и живыми эмоциями от мощнейших концертов Placebo. Для жителей Уфы, включая девушек-фанаток, присутствующих в зале и увидевших себя на экране, фильм был интересен и тем, как показана столица Башкортостана глазами участников британской группы. Также в фильме показано интервью с талантливым кураистом по имени Ринат.
В целом, ноябрьский Beat Weekend показал, что молодые зрители готовы и рады воспринимать новое искусство. Увы, но система показа одновременно во многих российских городах практически не дала возможности приглашения создателей фильмов, как это было в столицах. Лично автору этих строк, бывшему на летнем Beat Film Festival в Москве, жаль, что в программу «Уик-энда» не вошел фильм «We Are X» – исполненная драматизмом притча американского режиссера Стивена Кайака о культовой японской группе «X Japan» и ее лидере Йошики Хаяши. Но все же, будем надеяться, Beat Film-движение получит развитие в нашем городе.
Элла Молочковецкая