Акцент на Карнавале! В Масленичной неделе главное было не только наесться блинами, но и повеселиться. В России устраивались народные гуляния, шуточные бои, строились снежные городки, которые потом захватывали со смехом и снежками, жгли чучело Зимы, катались на санках.
В Западной традиции, перед Великим Постом, проводили Карнавал. Предположительно, слово "карнавал" образовано от латинской фразы carne vale dico("прощаюсь с мясом"). Старейшим Карнавалом Европы считается Венецианский, упомянутый в эдикте 1296г.
Длился Венецианский Карнавал начиная с 26 декабря и до Пепельной среды. В XVIIв Карнавал приобрел богемный статус, пик его популярности пришелся на XVIIIв. Однако император Австрии ФранцII, после окупации Венеции НаполеономI наложил запрет на ношение масок и проведение Карнавала. Только после 1976г, когда фильм Ф. Феллини "Казанова" получил "Оскар" за костюмы, ситуация изменилась. В 1979г правительство Италии объявило о возрождении Венецианского карнавала.
- Прежде всего успех Венецианского Карнавала связан с масками.
Маски помогали безнаказанно инкогнито завязать интрижку, что особенно ценилось в период рококко. Существовали ограничения для лиц в масках: на ношение оружия и музыкальных инструментов, которые можно было использовать как оружие, запрет на ночные прогулки для лиц в карнавальных костюмах и масках и некоторые другие.
Дело в том, что в Венеции из-за скученности населения на сравнительно небольшом участке земли, маска была повседневным аксессуаром, позволяющим ограждать частную жизнь от излишнего внимания. С 1608г вводится запрет на ношение не только карнавальных, но и повседневных масок. Исключение делалось только для маски Баута, появившаяся в XV-XVIв. Удлиненная нижняя часть маски изменяла тембр голоса. Дополнительное удобство Бауты: в ней можно было есть не снимая маски. Помимо маски, скрывающей лицо, голову прикрывала треуголка, а фигуру-длинный плащ. В такой экиперовке унисекс человек становился неузнаваем.
Часто Карнавалу сопутствовали так любимые королевскими особами костюмированные балы- маскарады.
Европейские коронованные особы- ГенрихVIII, ФранцискI, ЕлизаветаI Английская, ЛюдовикXIV- предпочитали переодеваться в античных богов и богинь. А императрица Елизавета Петровна была приверженицей "метаморфоз": кавалеры обряжались в фижмы, дамы- в мужские камзолы и панталоны.
Вместе с постоянными масками участники карнавала переодевались в костюмы, возникщие под влиянием моды на некоторые события. После победы Венецианской республики над турками в 1571г, ряженые украсили голову тюрбанами. Впрочем, итальянцы с удовольствием наряжались в эфиопов, китайцев, мавров и другие экзотические наряды.
Увеселения могли носить отклик на политическую ситуацию. Особенно это прослеживалось в выступлениях уличных актеров, трансформировавшихся в Комеди дель Арте. В XVIIIв возникла мода на персонажей этого театра.
В середине XVIв юный турецкий акробат поразил толпу на площади Сан-Марко, пройдя над ней по натянутому между зданиями канату. Восхитивший толпу трюк вошел в традиционные карнавальные развлечения под названием "полет турка" и повторялся ежегодно. Впоследствии акробаты внесли коррективы в костюм, прикрепив для зрелищности к спине крылья и "полет турка" переименовали в "полет ангела".
Самое важное событие в современном Венецианском карнавале конкурс на самую красивую маску "La maschera piu' bella".
В современном мире, защищающая от лишних взоров маска трансформировалась в солнцезащитные очки, но это уже другая история.
А Карнавальные традиции живы и сегодня.