- Надо же на какой наглой особе женился наш Жан! Что она вообще о себе возомнила? Или не знает, что хорошая жена обязана заниматься рукоделием и домашними делами? Вы знаете, что она заявила сестре Жана не далее чем вчера? «Дома и так достаточно горничных. Я бы больше пригодилась в лавке…»
- Какая наглая фламандка. Она что не знает, что хорошая жена парижского купца обязана заниматься домом, а в лавке женщине не место!!
Так парижские кумушки обсуждали молодую жену торговца брабантскими кружевами Жана Гассена. Катарина Плантен, недавно ставшая по воле отца мадам Гассен, приехала к мужу из Антверпена и наивно думала, что тут в столице Франции она сможет жить также как и в родном торговом нидерландском городе. Как же она ошибалась!
Одна из дочерей знаменитого издателя Кристофера Плантена, Катарина, с юных лет помогала отцу в его втором большом деле, приносившем семье не только славу, как издание книг, но и хорошие деньги. Дело в том, что Плантен, издавший в XVI веке «Полиглотту» и множество других книг, занимался еще и перепродажей дорогущих нидерландских кружев во Франции. С этой целью он сотрудничал в Париже с торговым домом купца Гассена. И всей этой работой: закупкой и перепродажей кружев, ведением бухгалтерии, контролем за своими деньгами для оплаты работы кружевниц и деньгами французских партнеров у Плантена занималась одна из его дочерей - Катарина. Причем ей это поручили в весьма юном возрасте. В результате к своим 18 годам барышня уже контролировала торговые дела с годовым оборотом на сумму более 20 тысяч гульденов.
Для понимания ситуации - 200-300 гульденов в то время считались хорошим годовым заработком опытного ремесленника или, например, наборщика в типографии того же Плантена. То есть, в Антверпене Катарина в 18 лет заправляла огромными суммами, сама вела дела с кружевницами и управляла деньгами французского партнера. И вот в 1571 году, в 18 лет, для укрепления сотрудничества между купеческими домами Катарину, выдали замуж за наследника парижского купца Гассена - его племянника Жана. И понеслась…
В Париже Катарина, которая вот буквально только что вела со своим будущим мужем торговые делаа, узнала, что став женой Жана, она больше помогать ему в делах фирмы не обязана и не будет, потому что не женское это дело. Ее задача: дом, порядок, дети, кухня и вот это все. Также как и для всех остальных женщин семьи Гассенов. Правила у нас в Париже такие, знаете ли. Про свои фламандские вольности у нас в Париже забудьте, мадам Катарина, и занимайтесь своей семьей. Детей рожайте.
В результате «счастливая» семейная пара почти с самого начала стала высекать друг из друга искры, В очень занятной ситуации оказался тесть Кристофер Плантен. Он с одной стороны, конечно, хотел лучшего для своей дочери и заступался за нее перед зятем, требуя уважать Катарину как дочь такого серьезного человека как он – господин Плантен. Но с другой - постоянные ссоры Катарины с мужем портили его деловую репутацию. Ведь что тогда, что сейчас, кумушки очень любят «перемыть кости» соседям, а если о твоем доме ходят разные слухи, то кто с тобой станет торговать. Поэтому Плантен с одной стороны пытался вразумить зятя, чтобы он наводил свои парижские порядки с его дочерью повежливее. А с другой, в письмах пытался объяснить дочери, что она не в Антверпене и, для всех будет лучше, если она смирится со своим положением.
Сами понимаете, ничего хорошего из такой семьи получиться не могло. Катарина и Жан Гассен три года высекали друг из друга искры, пока Жан не сгинул во время одной из поездок за кружевами в Нидерланды, По тем временам, когда во Франции католики резались с гугенотами, а в Нидерландах гёзы с испанцами - ничего удивительного. Просто не повезло, нарвался по дороге на банду или выпил лишнего в таверне по дороге и ввязался в пьяную свару.
Став вдовой в 21 год, Катарина вскоре собрала свои вещи и уехала назад, в Антверпен. Все эти парижские красоты с перспективой сидеть всю жизнь дома, ей оказались совершенно ни к чему. Уж лучше в Антверпен, где есть возможность найти применение своим талантам. Причем она еще показательно вернулась в Париж с закупленным в Мехелене товаром и успешно распродала его, специально порисовавшись перед кумушками, которые судачили о ней, пока Катарина была еще не вдовой, а мадам Гассен. Показала, кто чего на самом деле стоит.
Через год вдова Катэрина Гассен вышла замуж во второй раз. Только теперь уже не за француза, женихами из французской столицы она была сыта по горло. Новый муж был торговцем из Антверпена и он понимал, что если у жены есть талант заниматься торговлей, то для семьи будет лучше, если она этим делом и станет заниматься. В результате все у них и получилось. И в семейной жизни, и в торговых делах. Лавка, торговавшая пряностями и параллельно книгами, изданными отцом Катарины, вполне себе успешно проработала много лет.
А всё потому что не стоит закапывать талант в землю. Только не всем это понятно, особенно, когда есть такие удобные традиции, которые принципиально хочется соблюдать.
------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал