Многие наверняка ещё помнят автоматические камеры хранения с четырёхзначным кодовым замком, которыми были оборудованы железнодорожные вокзалы по всему Советскому Союзу. Чтобы воспользоваться ячейкой, нужно было бросить в специальный приёмник монетку в 15 копеек. Выпускал их Гомельский электротехнический завод. Но это лишь одно из направлений работы предприятия, которое 85 лет обеспечивает железные дороги Беларуси и России стрелочной гарнитурой и комплектующими к ней. В преддверии юбилейной даты мы поговорили о прошлом завода и планах на будущее с его директором Наумом Великовичем и представителями трудовых династий.
Завод с историей и мощной базой
На самом деле на заводе скромничают, потому что вести свой отсчёт вполне могли бы и с 1917 года, когда на месте нынешнего инструментального участка открылись железнодорожные мастерские для обслуживания гомельской дистанции пути. Из них впоследствии и выросло крупное предприятие, на котором в 1960-70-х годах трудились порядка 2 тысяч человек. Своё официальное название, сохранившееся до наших дней, завод получил 29 мая 1938 года.
ЭТЗ пережил много потрясений, во время войны был эвакуирован и работал на нужды фронта, после возвращения в Гомель полностью восстановить предприятие удалось только к середине 1950-х годов, а потом началась реконструкция цехов, которая шла вплоть до 90-х. В сложное перестроечное время предприятию удалось удержаться на плаву, в 1993 году оно было преобразовано в открытое акционерное общество, а в 2001-м — в совместное предприятие с иностранными инвестициями.
Директор Гомельского ЭТЗ Наум Великович.
— Сейчас на заводе трудятся 183 человека, и всё это профессионалы очень высокого уровня. Большинство из них старожилы, которые проработали по 30 лет и больше. Здесь все — одна большая семья, знают друг друга и поддерживают. Людям у нас комфортно, лучшее тому доказательство — преемственность. На ЭТЗ приходят дети и внуки наших специалистов, некоторые даже трудятся бок о бок со своими родными. И это несмотря на то что работа на таком предприятии, как наше, не из лёгких. На кузнечном участке, например, оснастку нужно переносить вручную, а весит она килограммов 15, летом здесь очень жарко — температура в печах доходит до 1000 градусов, — вводит в курс дела Наум Великович.
За годы работы на ЭТЗ скопилось много фотографий, архивных документов, что-то заводу передали бывшие работники и их родственники, поэтому здесь наконец пришли к созданию собственного музея, который откроют 29 мая во время празднования юбилейной даты.
Отдельное место в экспозиции заняли макеты продукции, выпускавшейся на предприятии в разные годы, которые изготовили сами работники. Здесь и стрелочный перевод в миниатюре на автоматическом управлении, так что можно продемонстрировать принцип его работы. И винтовая лестница, которая особенно пользовалась спросом лет 20-30 назад, когда был бум строительства дач и частных домов. И уже упомянутые камеры хранения, и даже старинный сигнальный рожок.
Гибкость производства помогает наращивать объёмы
Сейчас основной заказчик продукции электротехнического завода — Российская железная дорога, которая продолжает расширяться в пределах Байкало-Амурской магистрали. Но и в центральной части страны потребность в стрелочных гарнитурах есть, ведь плановые ремонты и модернизацию никто не отменял. Сейчас, например, по графику идёт замена стрелочных переводов на высокоскоростном участке Москва — Санкт-Петербург. Вагонами продукция ЭТЗ из Гомеля отправляется в Новосибирск и Муром. Сразу крупные партии уходят в Казахстан, который из-за сложностей в логистике предпочитает заказывать впрок.
Кроме того, предприятие выпускает стрелочную гарнитуру и для железнодорожных линий метро. Отличия её по сравнению с обычной только в ширине рельса — те, что укладываются под землёй, немного меньше.
— Производство мы модернизируем непрерывно, постоянно учимся у коллег, бываем на выставках и семинарах. Например, сейчас на стрелочных переводах, через которые идут тяжеловесные составы, для большей надёжности стали применять стрелки с замыкателями. Так стрелка лучше заперта и не может перевестись под составом. А раз есть спрос, значит, мы уже тоже начали их выпуск, — делится подробностями директор.
Освоили на заводе и производство стрелочной гарнитуры для высокоскоростных участков железной дороги. В России они только начали появляться — пока что процент таких путей по сравнению с обычными в масштабах всей страны-соседки едва достигает 5%. Так что объёмы заказов будут только расти вместе с темпами модернизации.
Электротехнический завод получил нужные документы и разрешения, есть уже и первые заказы.
— С каждым годом стрелочная гарнитура всё больше усложняется, ещё в позапрошлом году на совещании в Москве нам представили образец перевода с пятью приводами, а это значит, что к нему нужны пять комплектов гарнитуры. Но одновременно растёт надёжность и безопасность движения на железной дороге, и это не может не радовать, — отмечает руководитель.
Большой конкуренции со стороны российских заводов гомельское предприятие не испытывает. Свою нишу на рынке ЭТЗ занял давно и успешно удерживает.
Вся техническая документация, которой пользуются на заводе, разработана ещё в Советском Союзе и актуальна до сих пор на постсоветском пространстве.
— В России есть несколько заводов, которые могли бы с нами конкурировать, но кроме техдокументации для производства стрелочной гарнитуры нужно получить сертификат, а это дорогостоящее мероприятие — порядка 10 тысяч долларов. Как и испытания выпускаемой продукции раз в 3-5 лет. Плюс ежегодные контрольные проверки. Если нет больших объёмов, то производство в итоге не окупится. Вот и медлят пока что, — продолжает ликбез Наум Давыдович.
В Беларуси Гомельский ЭТЗ и вовсе монополист — полностью обеспечивает отечественную железную дорогу стрелочной гарнитурой и электроприводами. Правда, новые пути сейчас в стране не прокладываются, но идут плановые ремонты. В 2015 году, когда отечественную «железку» электрифицировали, а потом в 2019 году запускали электричку от Молодечно в Минской области до Гудогая в Гродненской, предприятие производило ещё и дроссельные перемычки для подключения путевых трансформаторов.
Примерно в то же время ЭТЗ взялся за производство деталей для вагонов подвижных составов, а это для завода совершенно новое направление.
— Наладили сотрудничество с могилёвским и осиповичским вагоностроительными заводами и начали для них выпускать поручни, затяжки, скобы, которые используются при строительстве вагонов. Сейчас с этими предприятиями уже не работаем, но участвуем во всевозможных тендерах и, если это выгодно, делаем отдельные партии для разных заказчиков, — подытоживает Наум Великович.
Всё держится на профессионалах
Работает электротехнический завод на основании коллективного договора, здесь есть профсоюз и социальный пакет, как и на многих госпредприятиях. Работники могут получить путёвку в санаторий с компенсацией 25% от её полной стоимости, к профессиональным и государственным праздникам им выплачивается премия, ещё одна дополнительная — по итогам года, а также помощь на закупку сезонных овощей. Каждый месяц выдаётся компенсация в размере 100 рублей на горячие обеды.
Сейчас ЭТЗ набирает на работу станочников широкого профиля, и не обязательно при этом быть профессионалом — можно прийти на предприятие и уже здесь получить опыт и разряд. Есть на заводе свежие примеры, когда молодой работник, устроившись сюда после армии совершенно без навыков, за полгода вырос до среднего уровня коллег и практически удвоил собственную зарплату.
Как показывает практика, те, кто не боится работать и учиться, на предприятии закрепляются. На заводе есть свои трудовые династии. Например, оператор станков с ЧПУ механосборочного участка Виктор Анищенко пришёл в своё время работать на ЭТЗ потому, что здесь трудились его дедушка и бабушка. Дед Моисей Зеликович Кауфман проработал на предприятии 52 года и за это время от слесаря дорос до помощника директора по общим вопросам, успев побыть мастером цеха, инженером, экономистом, заместителем директора по экономике. Когда в 2020 году он ушёл из жизни, провожали заслуженного работника в последний путь всем заводом.
Виктор Анищенко трудится на ЭТЗ оператором станков 10 лет. Его дедушка Моисей Зеликович проработал на заводе 52 года, а бабушка Людмила Петровна — 44.
Бабушка Людмила Петровна трудилась на ЭТЗ 44 года — резчицей металла, заточницей, потом контролёром. Были в числе работников электротехнического и другие члены этой семьи. Кауфманам даже посвящена отдельная экспозиция в недавно созданном заводском музее.
Вот и их внук Виктор, когда на заводе открылось новое отделение со станками ЧПУ и туда набирали операторов, решил пойти поработать, а там как пойдёт. Прошёл учёбу прямо на предприятии и уже десять лет управляет станками.
— По сути, я оператор и наладчик в одном лице. Нужно постоянно корректировать программы, настраивать оборудование на обработку новых деталей. В этом году, например, испытывали экспериментальные способы, позволяющие ускорить производство. Станки автоматические, поэтому делают всё сами, я только на выходе проверяю деталь на наличие брака, — уточняет самый молодой представитель трудовой династии.
В ведении Виктора Анищенко четыре станка. Последний, на котором осуществляется гидроабразивная резка, купили два года назад. В Гомеле, да и во всей области, их единицы. Машина может разрезать абсолютно любой материал, будь то металл, пластмасса, резина или камень.
— Гидроабразивная резка пользуется большим спросом. В прошлую смену работали над частным заказом — вырезали из крупноформатной плитки столешницу на кухню. Сейчас вот поступил заказ на детали из калёного металла. Распространённым «лазером» или «плазмой» разрезать его нельзя, будет перегреваться, его станет «вести», и деталь не получится, — посвящает в тонкости своей профессии Виктор.
Несмотря на то что станки автоматические, труд оператора простым не назовёшь. Тут надо иметь технический склад ума, образное мышление, уметь работать с чертежами. Ещё и знать основы программирования, потому что станки с ЧПУ работают на похожем коде, который используют для написания программ айтишники.
Вячеслав Данков трудится на заводе слесарем-инструментальщиком инструментального участка с 1995 года, делает оснастку для производства деталей — штампы, пресс-формы и другие приспособления.
— Саму оснастку разрабатывает конструкторско-технологический отдел, а я уже вырезаю детали по их чертежам. В нашей работе, как в аптеке, главное — расчёт и точность. Размеры приходится вымерять буквально до сотой доли миллиметра, иначе получится брак, и деталь с производства вернут на доработку. Это может привести к последствиям вплоть до остановки завода, поэтому мы просто обязаны выполнять свою работу качественно, — вводит в курс дела Вячеслав Валентинович.
Слесарь-инструментальщик Вячеслав Данков: «Некоторые штампы я делал ещё в прошлом веке, и они до сих пор в работе».
Опытный слесарь в месяц может сделать два-три штампа, а бывает, и восемь. Всё зависит от их размеров и сложности. Недавно, например, закончил штамп для гибки связной полосы — большое и сложное изделие, на которое ушёл почти месяц работы. Сейчас на столе у Вячеслава Данкова лежат одновременно десять чертежей.
— Хорошо выполненный штамп прослужит долго, некоторые я делал ещё в прошлом веке, и они до сих пор в работе, — уточняет Данков. Сам Вячеслав Валентинович хорошие знания и опыт, соизмеримые с навыками инженера-конструктора, получил на гомельских предприятиях ещё в советское время, перед этим окончив тогдашнее ГПТУ-6. Здесь же отучился и его старший сын, который вот уже восемь лет трудится на соседнем кузнечно-прессовом участке. Как с гордостью говорит про него отец, «у начальства на хорошем счету и менять работу не собирается!».
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина, фото на превью предоставлено СП ОАО «Гомельский ЭТЗ»
Гомель - новостная лента. Все самые актуальные новости и события Гомеля, а также афиша театров, кинотеатров, культурных и спортивных мероприятий в одной ленте.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!