Частная космическая компания из Японии ispace объявила сегодня о том, что она рассмотрела и завершила анализ полетных данных, полученных в ходе выполнения миссии HAKUTO-R M1 26 апреля 2023 года. Полетные данные были получены специалистами Центра управления полетами в Нихонбаши, Токио. Анализ показывает, что посадочный аппарат полностью завершил весь запланированный процесс торможения, замедлившись до целевой скорости менее 1 м/с в вертикальном положении на высоте около 5 км над лунной поверхностью
26 апреля 2023 года в 00:40 по японскому стандартному времени спускаемый аппарат "HAKUTO-R" начал снижение с высоты примерно 100 км над лунной поверхностью. В конце запланированной последовательности посадки он приблизился к лунной поверхности со скоростью менее 1 м/с. Было подтверждено, что операция соответствовала ожиданиям примерно до 1:43 утра, то есть до запланированного времени посадки. Во время спуска произошло неожиданное поведение с измерением высоты посадки. В то время как посадочный аппарат оценивал свою собственную высоту как нулевую или на поверхности Луны, позже было установлено, что он находится на высоте около 5 км над поверхностью Луны. После достижения запланированного времени посадки спускаемый аппарат продолжал спускаться на низкой скорости, пока в двигательной установке не закончилось топливо. В это время управляемый спуск аппарата прекратился, и, как полагают, он свободно упал на поверхность Луны. В апреле 2023 года LRO сделал 10 снимков области примерно в 40х45 км в предполагаемом месте падения АМС. Изучая снимки, команда LRO заметила необычный дефект лунной поверхности вблизи места посадки. На изображении видно как минимум четыре хорошо заметных обломка, при этом рядом с некоторыми можно рассмотреть нечто похожее на тени (возможно небольшие кратеры).
Наиболее вероятной причиной неправильной оценки высоты спускаемого аппарата было то, что программное обеспечение не сработало так, как ожидалось. На основе анализа данных полета было замечено, что во время движения к запланированному месту посадки высота, измеренная бортовыми датчиками, резко возросла, когда аппарат прошел над большим обрывом высотой около 3 км на лунной поверхности, который, как было установлено, является краем кратера. Согласно анализу данных полета, между измеренным значением высоты и расчетным значением высоты, установленным заранее, возникло большее, чем ожидалось, расхождение. Бортовое программное обеспечение ошибочно определило, что причиной этого расхождения является аномальное значение, сообщенное датчиком, после чего данные о высоте, измеренные датчиком, были перехвачены. Эта функция фильтра, предназначенная для отклонения измерений высоты с большим отрывом от оценки датчика, была включена в качестве надежной меры для поддержания стабильной работы космического аппарата в случае аппаратной проблемы, включая неправильное измерение высоты датчиком.
Одним из основных факторов, способствовавших возникновению этой проблемы, стало решение об изменении места посадки после завершения критического анализа проекта в феврале 2021 года. Это изменение повлияло на план проверки и валидации, несмотря на многочисленные симуляции посадки, проведенные до посадки. ispace как оператор миссии сохранил общую ответственность за управление программой и учел изменения в своем общем анализе, связанном с завершением успешной миссии. Было установлено, что предыдущие симуляции последовательности посадки не учитывали должным образом особенности лунного рельефа на навигационном маршруте, в результате чего программное обеспечение неверно оценило высоту посадки на конечном подходе. С учётом допущенных ранее ошибок в будущем планируются ещё 2 миссии компании ispace к Луне.
#HakutoR #АМС #ispace #Луна #Япония #ОАЭ #космонавтика