Согласно налоговым ведомостям, соседствующее со зданием Госбанка усадебное место с нынешним адресом ул. Куйбышева, 114 в 1860-м году приобрел в собственность иностранец Е.И. Бендер.
Когда и зачем «иностранец» оказался на волжских берегах, сведений нет, но, похоже, обосноваться здесь не смог или не пожелал и в 1864-м году Самару покинул, предварительно продав участок титулярной советнице П.П. Тимофеевой. Новая хозяйка к 1868-му году выстроила деревянный на каменном полуэтаже флигель со службами во дворе, а спустя три года усадьба вновь сменила владельцев, перейдя к чиновнику А.Н. Сукоркину и его супруге, после чего стала застраиваться уже основательно.
Из тех же окладных книг, фиксирующие появление новых налогооблагаемых объектов недвижимости, известно, что строительство шло поэтапно – вначале над флигелем поднялся мезонин и было пристроено парадное крыльцо, затем во дворе появились крытые железом службы и, наконец, в 1874-м году в оценочных ведомостях отметился каменный в два этажа дом, крытый железом, с четырьмя комнатами наверху и помещением магазина на первом этаже.
Внешне особняк был типичной обывательской постройкой 1870-х – небольшим по объему, аккуратным и соразмерным с соседями, со сдержанным и элегантным фасадным декором. Композиционно главный фасад делился на две фланкированных пилястрами части. В правой части располагался парадный вход с улицы с двупольной филенчатой дверью с фрамугой лучкового очертания под металлическим козырьком. В уровне второго этажа оконный проем над входом оформлен профилированным наличником и обрамлен по бокам узкими пилястрами с базами и капителями, поддерживающими прямой сандрик.
Членящие фасад широкие пилястры в уровне первого этажа оформлены крупным дощатым рустом, во втором – декорированы желобками-каннелюрами. Прямоугольные оконные проемы «основной» части обрамлены профилированными «тянутыми» наличниками и прямыми сандриками, опирающимися на подоконные филенки. во втором этаже оконный декор включает прямые сандрики с широкими треугольными бровками, под которыми в нишах размещены круглые розетки. Поле подоконных парапетов украшено прямоугольными нишами с «граненым» заполнением, венчающий карниз оформлен частым рядом фигурных кронштейнов.
Помещения магазина и жилых квартир супруги Сукоркины сдавали в аренду. Сами проживали в нарядном флигеле с мезонином - надо думать, мирно и счастливо – но недолго.
24 июля 1877-го года во второй половине дня, когда большинство горожан находилось на воскресной церковной службе, в городе произошел страшный пожар. Началось бедствие в самой респектабельной части Самары - на улице Дворянской – в деревянной избе в глубине усадьбы мещанина Гуськова (на месте нынешнего кинотеатра «Художественный»).
Подробное описание бедствия дает газета «Самарские епархиальные ведомости»: «В 5 часов пополудни части Саратовской и Дворянской улиц и все пространство по берегу Волги, начиная от Предтеченского спуска и вплоть до Струковского сада, представляло одно волнующееся огненное море. Пожар начал стихать в 6 часов пополудни, но окончился лишь на другой день, уничтожив 16 кварталов. Сгорели: лютеранская церковь и более 300 домов, в том числе и летняя и зимняя квартира губернатора, помещение губернской канцелярии, контрольной палаты, отделения государственного банка (все ценности банка спасены и хранятся в губернском казначействе). Убыток, причиненный пожаром в недвижимом и движимом имуществе граждан, был громадным, более чем миллионным».
Пожар 1877 года был последним пожаром общегородского масштаба – но супругам Сукоркиным от этого легче не стало. Деревянные строения на усадьбе огонь уничтожил полностью, а каменные сильно обгорели. Казалось, найти средства на восстановление скромному чиновнику будет не по силам – однако год спустя ставшая владелицей А.М. Сукоркина оформила разрешение на «исправление» обгоревшего каменного дома и возведение пристроя со стороны двора. Возрождение семейной усадьбы стало возможным благодаря полученному от Госбанка кредиту, причем хозяева пожелали не вносить в проект никаких новомодных изменений и восстановить особняк в прежнем облике.
Спустя два года А.М. Сукоркина возрожденную усадьбу продала. Почему и отчего? Достоверных данных нет, но можно предположить, что причиной стали затруднения в выплате кредита. С 1880-го по 1898-й годы особняк с участком принадлежал отставному поручику Э.В. Свинтицкому, затем – семье Гиршфельдов (не родственников, а просто однофамильцев Иосифа Гиршфельда) , а с 1915-го года стал собственностью Государственного банка, давшего в свое время кредит на его восстановление!
На этом смена владельцев завершилась. Банк владеет бывшим особняком Сукоркиных второй век, к историческому наследию относится бережно, так что фасады продолжают сохранять облик 1870-х годов.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете