Найти тему

Блеcк и нищета учителей фотографии. Часть 3

Оглавление

Статья из подборки

О фотографии


Наткнулся на статью, которая называется

Фокусные расстояния в фотографии. Какое для чего, примеры


Много интересного с практической стороны. Статья хорошо проиллюстрирована примерами, что получится, если снимать один и тот же сюжет разными фокусными расстояниями. Причем именно сюжет, а не все, что попадет в кадр при съемке с того же места.

Но вступительная часть, так сказать, теоретическое введение, это туши свет, бросай гранату!

Цитаты и комментарии


Что такое фокусное расстояние и почему оно измеряется в миллиметрах?
Существует некая нодальная точка; эта та точка, в которой все собранные объективом лучи фокусируются в одной точке, перед дальнейшим "распылением" на матрицу. Так вот, расстояние от нодальной точки до матрицы считается в миллиметрах и является фокусным.

Ну, во первых, это не нодальная точка.

Во-вторых, не до матрицы. Расстояние до матрицы мы как раз и подбираем при наводке на резкость объектива с фиксированным фокусным расстоянием. При наводке на резкость простейших объективов (Тессар, Индустар) оптическая часть просто перемещается вперед-назад как единое целое внутри корпуса.

В-третьих, объектив никогда не собирает все лучи. Это и не интересно. Интересно, куда он соберет лучи, исходящие от одной изображаемой точки. И вот если эта точка бесконечно удалена, то пучок лучей от неё параллелен (до встречи с объективом) и фокусируется прямо на фокальной плоскости. При наводке на резкость в бесконечности сенсор как раз размещается в задней фокальной плоскости, так что пучок лучей собирается на сенсоре в точке, являющейся изображением бесконечно удаленной точки, а не в дальнейшем "распыляется" на матрицу.

Уточнение: снятые кадры путём вращения фотоаппарата идеально вокруг его нодальной точки на одном фокусном расстоянии, можно сложить в идеальную панораму.

Да ну, бросьте, сударь! Для этого используется не нодальная точка, а что-то более похожее на оптический центр. И для идеальной панорамы надо еще много что учесть, в частности, поправить дисторсию и виньетирование.


Далее автор приводит просто позорный, потрясающий по глупости рисунок:

Очаровательно просто! Параллельный пучок лучей от бесконечно удаленной точки не собирается в точке-изображении, а размазывается по всему сенсору. А! Вот оно как "распыляется"! А как же тогда фотографировать звезды?

Судя по всему, картинка содрана автором из другого места без контроля по смыслу. И точку, которую автор статьи называет нодальной, автор картинки именует оптическим центром.


Проблема автора в отсутствии основных понятий. Причем многое можно понять уже на простейшей модели линзы из школьного учебника физики. Формулу
1/
d + 1/D = 1/F
надо знать всем фотографам. По крайней мере тем, кто собирается учить.

Я по этому поводу даже статью накропал:

Так вот, если расстояние D до объекта бесконечно, то получаем d = F, то есть расстояние от центра линзы до изображения как раз и есть фокусное расстояние.

В более сложных моделях, приближенных к реальным объективам, появляются передний и задний фокусы и фокальные плоскости, переднее и заднее фокусные расстояния. См. также Фокусное расстояние.
Справедливости ради надо указать, что и Википедия не безгрешна. Посмотрите, как безнадежно все напутано в статье о кардинальных точках.

Выходит что расстояние от матрицы до конца объектива физически не может быть меньше указанного на нём фокусного. Да и на первой линзе объектив свет не собирает. Это объясняет, почему "зум" объективы такие здоровые по сравнению с портретниками.

О как! Вот у меня в руках зум 70–300. Его длина в положении 300 до привалочной плоскости примерно 180 мм. Даже если прибавить рабочий отрезок 44 мм, то все равно до 300 мм сильно не дотягивает. Автор явно не имеет понятия о телеобъективах. И похоже на то, что он с ними никогда и дела не имел.

А еще у меня есть зум 17–40, и он совсем не здоровый. Нет-нет, со здоровьем у него все в порядке! И все его фокусные расстояния короче рабочего отрезка! Как конструируется ретрофокусный широкоугольный объектив, тоже надо бы знать.

А еще, разве портретник не может быть зумом? Не надо мешать мягкое с тёплым.

Дальше можно читать с интересом и пользой.