Найти тему

Почему без злой мачехи Золушка не встретила бы свою любовь? Новое прочтение старого сюжета!

На женском тренинге проводили эксперимент: группу участниц просили пересказать сказку «Золушка». Для каждой заранее была определена «своя» часть, и вот они друг за другом излагали.

Рассказ записали на диктофон, а когда включили получившуюся запись — зал обомлел. Это уже не была волшебная история о любви принца и замарашки. Женщины выдали настоящую исповедь о своей нелегкой доле.

Многие плакали.

Как вы думаете, о чем говорили участницы? А если бы «Золушку» попросили пересказать вас, какой бы она получилась?

Наверняка те, кто жили в неполной семье, акцентировали бы внимание на сложных взаимоотношениях Золушки с мачехой и отцом.
Те, кто не очень-то верит в чудо, поиронизировали бы над образом феи: «Вот если бы в жизни так было!».
Кто-то в силу глубинных убеждений львиную долю повествования отвел бы моменту, где карета превращается в тыкву: мол, вот так и происходит со мной.
Любители историй пострашнее непременно вспомнили бы эпизоды с подрезанием пальцев и пяток при примерке сестрами туфельки: на моей практике было и такое.
Более подготовленные отметили бы, что эта сказка — наглядная иллюстрация треугольника Карпмана, где Золушка — Жертва, мачеха — Преследователь, а папа и фея — Спасатели.
Нашлись бы и те, кто определил у себя печально знаменитый «синдром Золушки», и пересказали бы сказку как свою жизнь...

Вариантов море, и каждый имеет право на существование. В том числе ваш собственный.

Разложить «Золушку» по Кармпану, Фрейду, Юнгу и т.д. проще всего, но есть и более разноплановые подходы. Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка», 1947
Разложить «Золушку» по Кармпану, Фрейду, Юнгу и т.д. проще всего, но есть и более разноплановые подходы. Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка», 1947

Я же в этой статье вновь предлагаю обратиться к интерпретации известного сюжета с позиции комплексной сказкотерапии, которая любой путь героя или героини волшебной сказки рассматривает как демонстрацию их становления и развития.

Попробуем разобраться, почему «Золушка» — далеко не просто сказ о деструктивных отношениях с отцом, мачехой, сестрами, любимым etc., а куда более глубокая история.

«Золушка» — метафорическая история взросления

В данном контексте нужно понимать, что фея, принц, сестрицы, мыши и связанные с ними сюжетные линии — это все второстепенно. В первую очередь «Золушка» — история взросления, и конечно, базируется она на древнейшем мотиве взаимоотношений мачехи и падчерицы.

Говоря «древнейший», я имею в виду период в несколько тысяч лет, ведь один из первых зафиксированных вариантов «Золушки» — миф об Амуре и Психее мыслителя Апулея, родившегося аж во II в. до н.э. Кстати, сварливой мачехой в нем выступала... богиня любви Афродита.
Любопытно, правда?

Но насколько разрушительны эти отношения?

Выделяя сюжет «Мачеха и падчерица» среди других, Т. Зинкевич-Евстигнеева напоминает, что его можно условно разделить на четыре этапа:

  1. жизнь героини в счастливой полной семье;
  2. горе (уход матери) и появление мачехи (в нашем случае еще и с сюрпризом в лице двух сестер);
  3. период жизни с мачехой и всевозможных испытаний;
  4. счастливый конец в виде встречи и союза с возлюбленным.

Рассмотрим каждый из них.

Этап 1: жизнь в счастливой семье

Как и во многих других сказках с похожим сюжетом, первому этапу жизни Золушки внимания почти не уделяется.

В одном из переводов начало «Золушки» Шарля Перро звучит так:

Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал.

А у братьев Гримм вот так:

Заболела раз у одного богача жена и почувствовала, что конец ей приходит. Подозвала она свою единственную дочку к постели и говорит: «Мое милое дитя, будь скромной и ласковой, и господь тебе всегда поможет, а я буду глядеть на тебя с неба и всегда буду возле тебя».
Потом закрыла она глаза и умерла.

Почему настолько сухо?

Может, проще было вообще не говорить о потере матери? И мамам, которые читают своим дочкам сказку, было бы легче объяснить такое отнюдь не радостное начало...

Но в сказках просто так не написано ни одно предложение. Поэтому — нет, не проще, ведь подобная завязка — это обязательный рубеж для дальнейшего развития сюжета.

Дело в том, что уход мамы в сказках (не важно, «Золушка» это или другие) — это метафора готовности героини к новому этапу жизни. Если хотите, начало сепарации. И не указать на эти «вводные данные» значит смазать всю суть дальнейших действий.

Так что матушка героини должна умереть, и достаточно это просто обозначить. Притом важно заметить, что часто в сказках мать, уходя, оставляет дочке какую-то вещь: например, куколку или корову, как в «Крошечке-Хаврошечке».

В «Золушке» осязаемой вещи нет, но вспомните: в версии Гримм героиня ходила к матери на могилу и разговаривала с орешником, росшим на ней. В классической «перровской» — имела помощницу-крестную, явно мамину родственницу, если и вовсе не ее воплощение.
Так такой ли она была одинокой, как кажется на первый взгляд?

Итак, связь с мамой у девочки всегда сохраняется. А значит, сохраняются все знания, умения и опыт маминой родовой линии, а главное — бесконечная любовь. Т.е. та база, которая непременно пригодится в будущей инициации.

Как и все остальные, образ феи в сказке не случаен. По одной из версий, это сама мама помогает дочке. Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка», 1947
Как и все остальные, образ феи в сказке не случаен. По одной из версий, это сама мама помогает дочке. Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка», 1947

Вот и получается, что потеря матери, какой бы они ни казалась грустной и чудовищно несправедливой на первый взгляд, — необходимое условие для взросления героини.

Это же мы наблюдаем и в жизни, пусть и не в буквальном смысле.

Этап 2: знакомство с мачехой

Не бывает развития без конфликта, и кто знает, останься наша Золушка под крылышком своей матушки, как бы сложилась ее судьба?

Случился бы бал? А потрясающей красоты платье и романтический конфуз с туфелькой? А эта мальчишеская влюбленность принца в незнакомку?

В общем, вы поняли, что мачеха — это тот антигерой, антагонист, без которого Золушка не то что не нашла бы любимого. Она не стала бы той, кем стала.

Впрочем, в нашей, советской экранизации мачеха этого и не скрывает, когда голосом Фаины Раневской произносит:

Золушка, Золушка, нехорошая ты девочка! Я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами, тогда как тебя, моя крошечка, я воспитываю с утра до вечера.

Когда я впервые прочла это откровение в учебнике по сказкотерапии, тут же побежала пересматривать старый фильм и читать пьесу Е. Шварца, по которой он снят. И знаете, и мачеха, и главная героиня открылись мне с другой стороны: да это же жесткий, но справедливый тренер и прилежная ученица, явно претендующая на награду!

В наши дни эта дамочка воспитала бы не одну олимпийскую чемпионку! Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка»,1947
В наши дни эта дамочка воспитала бы не одну олимпийскую чемпионку! Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка»,1947

Чего стоит одно только честное признание Золушки:

Натирая пол, я научилась танцевать. Терпя напрасные обиды, я научилась думать. И слушая, как мурлыкает кот, я научилась петь песенки.

Что это, если не мудрый сигнал: «Меня незачем жалеть; все происходит так, как должно происходить»?

И сначала вроде как хочется воскликнуть: «Да она покорилась, прогнулась, что тут хорошего?». Но мы читаем сказку, а не бытовую заметку в газете. И стоит понимать, что если героиня принимает условия игры, то это для чего-то нужно.

Из последней цитаты видно, для чего: Золушка везде извлекает для себя пользу и выгоду.

И за внешним покорством стоит все более взрослеющая личность, которая не спряталась за удобной маской Жертвы, а сумела взять себя в руки и сохранить собственное лицо.

Этап 3: испытания

Безусловно, Золушке непросто.

Обожаю этот закадровый снимок и храню его у себя в телефоне. Вот она, настоящая Золушка: снаружи кроткая, а внутри кремень! Фото из интернета
Обожаю этот закадровый снимок и храню его у себя в телефоне. Вот она, настоящая Золушка: снаружи кроткая, а внутри кремень! Фото из интернета

Перед молодой девушкой стоит задача сохранить связь с родом (матерью), но при этом стать самой собой, пройдя все испытания. А пойди-ка и сделай, когда над тобой так и нависает мощная фигура матушки-«тренера»! Сломаться можно на раз-два, но не таковы сказочные героини.

На их долю всегда припасено столько заданий, сколько они способны выполнить.

Кстати, помните, что наказывала мачеха сделать своей падчерице?

  • Сшить платья.
  • Навести порядок в доме и выгрести всю золу.
  • Или, совсем уж, кажется, бесполезное: отобрать горох от чечевицы.

Но случайная ли это «разнарядка»? Давайте посмотрим шире.

  • Шитье, или прядение — это ни много ни мало отсылка к нитям судьбы, к полотну жизни. Издревле мойры пряли человеческие судьбы. Оборвется ниточка — а с ней и чья-то жизнь. Так не плести ли свою судьбу, не работать ли над ее качеством предлагает Золушке «злобная» мачеха?
  • Уборка, наведение и поддержание порядка у очага, который раньше всегда находился на женской половине избы, — что это, если не тренировка создания и обустройства своего будущего дома? Не знакомство ли это с духами дома, связь с которыми раньше имела неоценимое значение? Не наполнение ли пространства своей, женской энергией?
  • А когда мы вспомним, что одна из задач женщины заключается в продолжении рода, то отделение плохих семян от хороших, жизнеспособных приобретает новый смысл. Да, это символическое знакомство с мужским родом, своеобразный тест на «отбор» будущего потомства.

Все очень стройно и логично! Спланируй свою жизнь, наведи в ней порядок и ищи любимого.

Сегодня часто выдают за новейшую и едва ли не эксклюзивную истину мысль: «Столкнувшись с бедой, спроси — не почему я, а для чего мне это и как это сделает меня сильнее?». И многим из «новаторов» невдомек, что эту истину еще сотни, если не тысячи лет назад поняла... сказочная Золушка.

Вот такие интересные выводы.

Думаю, если у вас есть дочь, которая возмущается, когда слышит о такой прорве заданий, и недоумевает, зачем и как их выполнять, вы знаете, что ей ответить.

Конечно, в выполнении заданий Золушка не обходится без сторонней помощи: будь то мыши, веточка орешника или фея-крестная.

Не буду углубляться в символизм каждого образа, отмечу лишь, что все они так или иначе связаны с потусторонним миром и благословением матушки. И это еще одно подтверждение тому, насколько важно девушке на этапе инициации, взросления иметь поддержку своего рода по женской линии и знать, что, что бы ни произошло, она всегда может на нее рассчитывать.

Точно так же важно маме своевременно давать эту поддержку своей дочке. Ведь что как не бесконечная материнская любовь помогла Золушке не сломаться и не закрыться под куполом злобы и ненависти, а, напротив, достойно принять выпавшие на ее долю уроки?

Этап 4: любовь

Сказка заканчивается тем, с чего началась: любовью. Только уже не матушки, а принца.

Мы практически ничего не знаем о жизни Золушки после того, как влюбленный молодой человек надел на нее хрустальную туфельку по той же причине, по которой не знаем о ее жизни до прихода в дом мачехи.

Это начало следующего этапа. И это уже совсем другая история...

Начало новой сказки. Кстати, о символизме золушкиных туфелек можно написать отдельную статью :) Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка», 1947
Начало новой сказки. Кстати, о символизме золушкиных туфелек можно написать отдельную статью :) Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка», 1947

Как быть современным золушкам?

История Золушки повторяется в веках. Меняются лишь декорации.

И, скорее всего, многие из вас, дорогие мои читательницы, не раз сравнивали себя с незавидной на первый взгляд девушкой из старинной сказки.

Сетовали на судьбу. Тихо злились на злобную «мачеху» и безвольного «отца» (в кавычках, потому что условной мачехой может быть кто угодно, например, тот же начальник на работе). Мечтали о фее-крестной и расстраивались, когда она в очередной раз не приходила: «Сказки не бывает...». И, конечно, визуализировали себе принца.

Но поменялось ли ваше представление о Золушке сейчас, после прочтения статьи? И открылась ли по-новому ее жизненная задача?

Если да, то используйте мудрый сказочный шифр себе во благо.

Не сердитесь на окружающих вас «мачех», не изводите себя обидами и не душите злом и ненавистью. Они — ваши учителя, и не попасть в их ловушки поможет лишь ваше спокойствие, принятие и любовь. А еще вера в поддержку рода.

Иначе — незавидная участь обиженного, неприспособленного к жизни ребенка и карпмановской Жертвы.

Но это не наш вариант, правда? А потому будет и подарок от феи, и бал, и прекрасный принц.

*** *** ***

Я не волшебник, я только учусь, но если после прочтения статьи вам стало немного теплее, то учусь я на отлично. Буду рада каждой отметке в виде лайка! Это позволит увидеть статью еще большему количеству женщин, которым это сейчас необходимо.

А еще подписывайтесь на этот канал. Я вас заждалась :)

Я украсила статью фото из нашей, отечественной экранизации по одной простой причине: она мне милее всех остальных. А вам? Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка», 1947
Я украсила статью фото из нашей, отечественной экранизации по одной простой причине: она мне милее всех остальных. А вам? Фото — стоп-кадр из советского фильма «Золушка», 1947

Кстати, вы всегда можете переписать или дописать «Золушку» или любую другую сказку под себя. Как и зачем — написано здесь: