Найти в Дзене

Talesoftools. Авторская рубрика Татьяны Андриановой (26.05.2023)

Нихао, дорогие друзья, сегодня поведем многозначительные беседы о системе отбора чиновников в Древнем Китае.

Китайцы всегда считали дело служения государственным интересам почетным, а о получении должности при правителе мечтали, полагая, что это правильный путь к почитанию и заслуженному благосостоянию. В Древнем Китае кандидат на государственный пост должен был доказать свое профессиональное преимущество и мастерство на публичных экзаменах. При этом положение и достаток никак не влияли на возможность занять пост.

Уже в III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Здесь и появились первые элементы профессионального отбора на эту должность. Церемония проходила в атмосфере торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены воспринимались почти как празднество.

Примерно во вторую половину правления династии Тан на дворцовом экзамене упор делался на вербальные способности кандидата в изящной словесности: поэзии, китайской рифмованной прозе и хвалебных речах. Остальные ступени экзамена, как и положено, включали в себя проверку на знания конфуцианской классики, юриспруденции, государственного устройства.

Мастерство каллиграфии тоже оценивалось в ходе каждого экзамена. Несколько веков спустя, уже в период императорского Китая, рекомендательная система отбора стала постепенно заменяться системой императорских экзаменов кэцзюй. Отбор кандидатов на должности в государственном аппарате был намного сложнее, чем проверка способностей в каллиграфии и стихосложении.

Экзамены кэцзюй делились на три уровня. Первый уровень проходил ежегодно в каждом уезде, второй — раз в три года в центрах провинций, третий — раз в три года в столице, в императорской резиденции. На первом уровне кандидаты сдавали тесты способностей экзамены на знание конфуцианской классики, географии, истории, основ юриспруденции, государственного устройства, ораторского искусства и других предметов. На втором уровне писали интрей сочинение на знание конфуцианского канона и основ управления государством.

Те, кто выдерживал оба испытания, получали шанс попасть на дворцовый эссесмент экзамен. Он проходил раз в три года в императорской резиденции, где сам император задавал кандидатам единственный вопрос, предполагающий ответ в форме развёрнутого эссе. Хорошие результаты на экзамене любого уровня давали право на чиновничий пост. А вот высота и статусность этого поста зависели от уровня сданного экзамена.

После сдачи экзаменов будущие чиновники присоединялись к придворным, ожидающим назначения, и выполняли черновые обязанности. После получения должности назначался испытательный срок. По отчету об эффективности работы определялось жалование, которое выплачивалось зерном, монетами или шелком.

Чиновники стремились получить рабочие места в центральном правительстве и мечтали работать в одном из девяти министерств государства, но, как правило, многих направляли в отдаленную провинцию на срок в три года. И удаленность службы от места жительства, и ограниченный срок были важными мерами по предупреждению коррупции. Работа в качестве должностного лица предполагала гарантированный доход, уважение общества, освобождение от призыва на военную службу.

При уходе на пенсию полагался единовременный бонус, а в редких случаях могло выплачиваться и содержание. Если работа должностного лица порицалась императором, он терял занимаемый пост, а иногда и жизнь, но довольно часто император заменял смертный приговор на ссылку в отдаленные провинции, такие как Синьцзян или Хайнань (современный курорт🌴). В конце периода изгнания император посылал разжалованному чиновнику кольцо. Если кольцо было целое, он был прощен и мог продолжить карьеру, если же это было сломанное кольцо, то карьера чиновника подходила к концу.

Итак, практикуя Дао отбора управляющих мужей в свою нефритовую организацию, помните, что: "Яо сказал: «О, Шунь! Небом установленное преемство царственной власти остановилось на тебе (В управлении следует неуклонно держаться середины, то есть справедливости)". Превозносим великую благодарность за предоставленные рукописи нашим источникам в Китае.