Найти тему
Загадки истории

Весьма странные традиции: почему албанские женщины выдают себя за мужчин?

Оглавление

Удивительно, но эта древняя традиция существует до сих пор. По данным албанских властей, в стране проживает более 1000 мужчин, которые, на самом деле, женщины. И ничего в этом от западных либеральных ценностей нет. Прямо напишу, что албанские женщины выдают себя за мужчин не для того, чтобы встречаться и строить отношения с другими женщинами. А для чего? Об этом речь пойдет в статье.

Вопреки религиозным традициям

Албания – это государство на балканском полуострове, где, в основном, исповедуют ислам. Конечно, в 21 веке говорить о том, что все граждане страны – верующие – это неправильно. Но считается так: большинство – мусульмане, треть – христиане. При этом те самые женщины, которые выдают себя за мужчин, следуют совсем другим традициям, не религиозным. В исламе нет такого, чтоб женщины вели себя как мужчины. В христианстве – тем более.

Традиция, как считается, зародилась в 15 веке. Можно сказать, что её женщины вынуждены были принимать.

Лека Третий Дукаджини

Был у албанцев 15 веке такой правитель. Лека Третий Дукаджини. И он, как подобает правителю, формировал и совершенствовал законодательство. Однажды Лека издал указ о том, что наследовать имущество могут только мужчины.

Это не было чем-то новым. Еще в Древнем Риме (кроме жен, если не ошибаюсь) такие правила действовали. И много где еще. Ведь общество было патриархальным. У женщин не было права голоса, они вообще многих прав были лишены. Всем правили мужчины. Мужчины всем распоряжались. Только в 20-м веке в этой сфере начались подвижки. Дамы стали бороться за свои права. И у них стало это получаться. Что касается России, то большевики были против дискриминации по половому признаку. Можно вспомнить целый ряд активных коммунисток. Крупская, Коллонтай и другие. Хотя генсеков-женщин в стране не было. И, в принципе, на руководящих должностях дам было не так много. Но мы отвлеклись от темы.

Итак, в 15 веке Лека Третий решил закрепить в законах норму о том, что женщины ничего не наследуют. Но в правиле было исключение.

Правитель разрешил считать наследницами «бурнеша» - как раз, тех самых женщин, которые начинали вести себя, как мужчины. И таких хватало.

Какие плюсы

О главном из них уже написано выше. Бурнеша имели право наследовать за мужчинами: отцом, мужем, братом – это уже другой вопрос. Не будем вдаваться в такие подробности и рассматривать, какие очереди наследования были у албанцев в 15 веке нашей эры.

Следующий плюс: бурнеша давали все мужские права. То есть, если женщина решила пойти по этому пути, то её считали мужчиной. И никем больше. Это были, с точки зрения физиологии, дамы, но, если рассуждать с юридической точки зрения, это были самые настоящие мужчины.

Такая вот правовая трансформация имела место. Очень интересное явление. Затрудняюсь ответить, были ли в каком-либо государстве аналоги. Наверное, нет.

Идем дальше. В статус каждого человека входят права, обязанности и ответственность. Если распоряжаться правами – это вещь приятная. То обязанности давят, как и ответственность. На бурнеша возлагали мужской статус целиком. То есть, с обязанностями и ответственностью.

Минусы

Самое время поговорить о них.

Бурнеша взваливали на себя значительную часть мужских обязанностей. Конечно, им делали послабления, но минимальные.

Кроме того, этим женщинам запрещалось иметь отношения с мужчинами, выходить замуж. Вернее, бурнеша сами себе всё это запрещали. Они давали клятву, что до конца жизни ни с кем не будут иметь близких отношений. А это непросто.

-2

Таким образом, были как плюсы, так и минусы. Там нужно было хорошо подумать, прежде чем давать клятву.

Интересная традиция. Причем она, получается, малораспространенная. Хотя, наверное, в истории что-то найти можно. У нас вспоминается княгиня Ольга, которая мстила всем за мужа, сама правила. Но это другое дело совсем. Это единичный случай, который не был тенденцией.

В России довольно часто женщины уходили в монастырь в своё время. Но это тоже другое. Монахиням, хоть они и отказывались от мирских радостей, никто не давал мужского статуса.