Найти в Дзене

Музыка в искусстве XX века на примере творчества Софии Губайдулиной

Оглавление

Искусство XX столетия имеет влиятельное значение в общей истории развития искусства в целом ввиду того, что оно явилось отражением одного из сложнейших периодов становления индивидуального и общественного сознания в процессе единовременного распада и перерождения представлений о ценностях бытия внешнего и внутреннего.

«Лик» эпохи авангарда

Он формировался также с весомой частью своего духовного ядра - музыкой XX века.

«Чакона» С. Губайдулиной
«Чакона» С. Губайдулиной
  • Происходит переосмысление образа мысли музыкальной формы и языка, который становится совершенно отличным от всех предшествующих.
  • Рождаются новые техники, новые «художественные миры» музыкального искусства, погрузившегося в бесконечное разнообразие сонористической рефлексии и стилевого плюрализма.
  • Формируются новые грани исполнительских возможностей.

Движение, происходящее в сознании музыкальной культуры на тот момент, не исключает тех духовных аспектов, которые способны существовать вне религиозной атрибутики, особенно в советском пространстве.

В конечном счёте символичность средств воспроизведения композиторской идеи обеспечивает её непостижимостью.

Феномен Софии Губайдулиной

В соприкосновении с творческим феноменом одной из ярчайших фигур сферы искусства двадцатого столетия – Софии Губайдулиной, становится невозможной трактовка идейного замысла композитора XX века в разрезе противопоставления человеческому духу, заменённому на альтернативный «механический орган» познания, и интерпретации действительности сквозь призму опустошённости.

Скриншот видео, источник: youtube.com
Скриншот видео, источник: youtube.com
Творчество Софии Асгатовны — это, напротив, концептуальная философия самобытного созидателя, исполненного безусловной верой.

Её вклад в историю музыкального искусства вызывает многосторонний интерес – исполнительский наряду с исследовательским, заключая в себе размышление о вечных вопросах Человека жаждущего постичь истину вне времени и пространства.

Композиторская индивидуальность прежде всего – индивидуальность личностная.

О специфике мировосприятия

Творчество Губайдулиной проникнуто идеями сакрального, обнажёнными на пороге фактических возможностей самореализации композитора и духовного мира человека, избранного нести бессознательное откровение во внешнее бытие посредством музыки.

Одним из сильнейших факторов уникальности творчества Софии Асгатовны является духовное наполнение, истоки которого заложены в её глубокой религиозности.

Родившись в славяно-восточной семье, София Губайдулина унаследовала множественность мировосприятия.

Об этом В. Холопова образно выразилась в своей монографии, сравнивая его с «многозвучным аккордом, сочетающим в себе конфуцианскую "Книгу перемен" ("Ицзин"), даосизм JIao-цзы, католическую литургию, проповедь Мейстера Экхарта, философию Николая Кузанского, Гегеля, Ауробиндо, Кьеркегора, Гуссcерля, Николая Бердяева, психологию Юнга, культурологию Алексея Лосева и Сергея Аверинцева» [Холопова В. София Губайдулина // Монография. Интервью Энцо Рестаньо – София Губайдулина. Изд. "Композитор". М. 2008. (Второе дополненное издание); с.102 ]

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи: