Искусство XX столетия имеет влиятельное значение в общей истории развития искусства в целом ввиду того, что оно явилось отражением одного из сложнейших периодов становления индивидуального и общественного сознания в процессе единовременного распада и перерождения представлений о ценностях бытия внешнего и внутреннего.
«Лик» эпохи авангарда
Он формировался также с весомой частью своего духовного ядра - музыкой XX века.
- Происходит переосмысление образа мысли музыкальной формы и языка, который становится совершенно отличным от всех предшествующих.
- Рождаются новые техники, новые «художественные миры» музыкального искусства, погрузившегося в бесконечное разнообразие сонористической рефлексии и стилевого плюрализма.
- Формируются новые грани исполнительских возможностей.
Движение, происходящее в сознании музыкальной культуры на тот момент, не исключает тех духовных аспектов, которые способны существовать вне религиозной атрибутики, особенно в советском пространстве.
В конечном счёте символичность средств воспроизведения композиторской идеи обеспечивает её непостижимостью.
Феномен Софии Губайдулиной
В соприкосновении с творческим феноменом одной из ярчайших фигур сферы искусства двадцатого столетия – Софии Губайдулиной, становится невозможной трактовка идейного замысла композитора XX века в разрезе противопоставления человеческому духу, заменённому на альтернативный «механический орган» познания, и интерпретации действительности сквозь призму опустошённости.
Творчество Софии Асгатовны — это, напротив, концептуальная философия самобытного созидателя, исполненного безусловной верой.
Её вклад в историю музыкального искусства вызывает многосторонний интерес – исполнительский наряду с исследовательским, заключая в себе размышление о вечных вопросах Человека жаждущего постичь истину вне времени и пространства.
Композиторская индивидуальность прежде всего – индивидуальность личностная.
О специфике мировосприятия
Творчество Губайдулиной проникнуто идеями сакрального, обнажёнными на пороге фактических возможностей самореализации композитора и духовного мира человека, избранного нести бессознательное откровение во внешнее бытие посредством музыки.
Одним из сильнейших факторов уникальности творчества Софии Асгатовны является духовное наполнение, истоки которого заложены в её глубокой религиозности.
Родившись в славяно-восточной семье, София Губайдулина унаследовала множественность мировосприятия.
Об этом В. Холопова образно выразилась в своей монографии, сравнивая его с «многозвучным аккордом, сочетающим в себе конфуцианскую "Книгу перемен" ("Ицзин"), даосизм JIao-цзы, католическую литургию, проповедь Мейстера Экхарта, философию Николая Кузанского, Гегеля, Ауробиндо, Кьеркегора, Гуссcерля, Николая Бердяева, психологию Юнга, культурологию Алексея Лосева и Сергея Аверинцева» [Холопова В. София Губайдулина // Монография. Интервью Энцо Рестаньо – София Губайдулина. Изд. "Композитор". М. 2008. (Второе дополненное издание); с.102 ]
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи: