Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Как готовили рыбу в Московском царстве

С 26 мая по 4 июня 2023 года в Москве проходит популярное гастрономическое событие – фестиваль «Рыбная неделя». По такому случаю вспоминаем, как готовили рыбу в Московском царстве.

Царский пир. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.
Царский пир. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.

В XVI веке было известно более тридцати пяти видов рыбы. Белугу, осетра, белорыбицу, лосося, семгу и сельдь везли в Кремль со всех концов страны. Рыбу солили, вялили, коптили и складывали в погребах. В подмосковных прудах разводили карасей, щук, окуней. Свежую рыбу ели только те, кто жил рядом с водоемом. Привезенная для царского стола рыба держалась в специальных прудах.

«Пир в Грановитой палате». Миниатюра из «Книги об избрании на превысочайший престол… царя и великого князя Михаила Федоровича». Москва, 1672-1673 г.
«Пир в Грановитой палате». Миниатюра из «Книги об избрании на превысочайший престол… царя и великого князя Михаила Федоровича». Москва, 1672-1673 г.

Уже тогда русские умели долго сохранять рыбу свежей. Немецкий путешественник и мемуарист Ганс Мориц, побывавший в России в составе шведского посольства в 1669 году, вспоминал: «Когда наступает октябрь, то в Москве возобновляется холод, так что воды к концу этого месяца или в ноябре совсем замерзают. Рыбаки, кто имеет право, вылавливают ее в огромном количестве, вытряхивают ее из сетей на землю и предоставляют ей весело скакать и кувыркаться в снегу, а несколько человек к тому приставлены, которые непрерывно закидывают ее с ломат снегом и немного поливают водой: таким образом эти рыбы настолько покрываются и обмерзают снегом и льдом, что лежат как поленья; тогда они свозят такую рыбу на свои дворы и оставляют ее под открытым небом на снегу, укладывают ее крест-накрест, как у нас поступают с дровами. А когда всякие воды крепко замерзли и достать свежей рыбы нельзя, тогда свозят они свою мороженую рыбу и продают ее заместо свежей; и она в большом количестве покупается людьми, и ее также приготавливают, как только что поступившую из воды. Они берут мороженую рыбу и кидают ее в холодную воду, тогда лед оттает, и рыба, хотя бы она в нем пролежала пять или шесть месяцев, выглядит так же отлично, точно только что вынутая из воды».

Тарелка. Польша, Штецин, 1634. Мастер-монограммист: «НК». Диаметр: 20 см.
Тарелка. Польша, Штецин, 1634. Мастер-монограммист: «НК». Диаметр: 20 см.

Способы приготовления рыбы были довольно разнообразны, а приготовленная целиком огромная рыбина считалась главным украшением пира. Самым популярным рыбным горячим кушаньем была уха. «Домострой» рекомендовал следующие виды ухи для приготовления — «уху с пряностями да простую уху, уху налимью… уху щучью с перцем, уху плотвичью, уху из лещей, уху из карасей… уху в мешочке, уху толченую, уху стерляжью, уху судачью, уху из потрошков стерляжьих».

Свадебный пир. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.
Свадебный пир. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.

Уху обычно подавали с рыбными пирогами. «В Успенский пост, к столу еду подают рыбную. Подается капуста кислая с сельдями, икра различная ставится рядом; белужья спинка вяленая, лососина с чесноком подается дольками; осетрина Шехонская, белорыбица, семга сушеная, спинка осетрины да стерляжья, сельдь на пару, щуки на пару, стерляди на пару, лещи на пару, спинка семужья, спинка белорыбицы и прочих рыб спинки подаются на пару; студни рыбные с шафраном; уха из окуней запеченных черная (остудить ее), уха рядовая горячая, а в промежуток меж разных ух подаются рыбные колобки и пироги, пирожки в ореховом масле, пироги подовые, пряженые с горошком, оладьи в ореховом масле кислые, да большой пирог с маковым молочком, да с сочными пирог, да с визигой и так далее».

Братина царя Алексея Михайловича. Россия, Мастерские Московского Кремля, 1654-1676. Высота: 9,7 см; диаметр отверстия: 13,5 см; диаметр: 6,7 см (поддона).
Братина царя Алексея Михайловича. Россия, Мастерские Московского Кремля, 1654-1676. Высота: 9,7 см; диаметр отверстия: 13,5 см; диаметр: 6,7 см (поддона).
Вилка, нож, ложка. Россия, Сольвычегодск, 1690-е гг. Мастер: Максим Буравкин (?).
Вилка, нож, ложка. Россия, Сольвычегодск, 1690-е гг. Мастер: Максим Буравкин (?).

© Музеи Московского Кремля