Найти тему

Как одноразовой истории оставаться популярной полтораста лет? ("Игроки" Н.В.Гоголя)

Перечитывать простенькую плутовскую историю - это как заново завернуть подарок в разорванную упаковку и попробовать угадать, что там внутри. Искренне повеселиться и восхититься фантазией автора можно один раз, но повторно перечитывать такое, уже зная ключ истории, просто незачем. Поэтому и жизнь таких произведений часто короткая.

Тем не менее, хочется иной раз почитать что-то легкое и при этом остроумное, написанное мастером слова, а не халтурщиками, пачками штампующими детективы. Периодически мы на канале сетуем, что классической русской литературе присуща излишняя тяжеловесность. Нет в ней обширного пласта забавных историй, где обаятельный поганец нахально обводит вокруг пальца тугодумов. И, несмотря на полную противоправность действий, заслуживает симпатии читателей/зрителей.

Уточняю, что я сейчас говорю именно о "высокой" литературе, народные сказки и просторечные байки оставляем за скобками. Там как раз удачливых плутов пруд пруди, и в целом эти россказни отражают всеобщую надежду, что "когда-нибудь и на нашей улице Камаз с водкой пряниками перевернется".

Вообще-то наши классики обладали достаточно живым воображением и бойким пером. "Повести Белкина" по большей части вполне тянут на "комедию положений", "Тамбовская казначейша" - почти фривольность, у Островского половина пьес вовсе о похождениях проходимцев. Но помимо забавного сюжета в этих произведениях есть другие слои: узнаваемость типичных характеров, ситуаций, стереотипов, страхов, ожиданий - как минимум.

Дальнейшее усиление в сторону сатиры и обличения общественных язв уже вовсе перевешивает забавность фабулы, делая творение глубоким и долго не теряющим актуальности, но лишая его искрометности. Так, в "Мертвых душах" остроумный сюжет служит лишь подводкой к разговору, но никак не основным содержанием.

Но у того же Н.В.Гоголя есть пьеса, вполне ложащаяся в канон плутовской комедии. Это "Игроки". Рассказывает о том, как в гостинице уездного городка три шулера средней руки ухитрились обдурить шулера высочайшей категории. В очередной раз подтвердив поговорку "На всякого мудреца довольно простоты".

Сам автор считал пьесу незаконченной, сюжетной канвой для дальнейшей работы. Однако отдал ее в печать сборника как есть - и с 1843 года комедия не покидает театральных подмостков.

В целом пьеса достаточно привлекательна для постановщика: не требует сложных декораций, изощренного актерского мастерства от исполнителей, интеллектуально-подготовленных зрителей. Сюжет смешной и остроумный. Но - см.выше - никто не пойдет ее смотреть во второй раз. Именно поэтому постановки достаточно быстро уходят из репертуара. Чтобы снова возникнуть там, где найдется "свежий" зритель.

И все-таки режиссеры пытаются придать этой одномерной истории своеобразие. А как это можно сделать? - Например так, как создаются на простых сюжетах серьезные произведения. Приданием глубины и узнаваемости характерам героев. Тем более, что в оригинале пьесы они едва намечены.

Именно по такому пути пошел П.Пархоменко, поставив свой спектакль с молодежной труппой Театра Моссовета. По крайней мере, три провинциальных шулера не сливаются у него в безликую массу. Первый - говорунчик, косящий под безобидного простака и рубаху-парня. Второй - прямолинейный армейский дуб. Третий - сумрачно-декадантский персонаж, скрывающий под внешней холодностью ст-р-р-р-расти.

Сцена из спектакля "Игроки" театра Моссовета
Сцена из спектакля "Игроки" театра Моссовета

Правда, прочие персонажи показаны более гротескно. Ну так и у Гоголя они не то чтобы очень человечны. Так, маски, не разгадать которые способен только герой, очень уж сильно увлеченный своими представлениями о происходящем. А вот это уже недопустимая ошибка для профессионала! Поэтому и не вышло "обмануть, но не оказаться обманутым". Поделом!

-----------------------------------------------

Но все-таки слишком большую глубину характеров в "Игроках" накопать сложно. Поэтому чаще режиссеры делают ставку на фактуру.

Давний, 1978 года фильм-спектакль со звездным составом: Калягин, Гафт, Лазарев, Марков. Постановщик - Роман Виктюк, известнейший любитель сложностей-неоднозначностей.

Весь фильм построен на создании атмосферы зыбкости, неопределенности. Опасность без видимой агрессии. При достаточно плавном ритме быстро возникает головокружение от сверхкрупных планов, вкрадчивых перемещений, спиральной геометрии пространства. Круговое замыкание взглядов, как на "Троице" Рублева. Ежесекундно кто-то кому-то заходит за спину, вынуждая оборачиваться и тем самым опять же оказываться спиной к другому противнику. У кого хватит выдержки победить в этой игре?

кадр из фильма "Игроки" 1978
кадр из фильма "Игроки" 1978

А вот театр им. А.Миронова, он-лайн постановка ковидного периода. Режиссер А.Яковлев ставит нечто в духе эстетики ганстергского Чикаго. Без кудрявых мальчиков с обманчиво-наивным взором. Почему бы и нет?

скриншот онлайн-спектакля "Игроки" театра им. А.Миронова
скриншот онлайн-спектакля "Игроки" театра им. А.Миронова

Да, еще ведь Гоголь не прописал в своей комедии ни одной женской роли. Вот вообще ни одной! Даже какой-то эпизодической горничной Малашки нет. Непорядок!

Правда, есть некая "Аделаида Ивановна" - так герой-шулер именует свою заветную карточную колоду. Ну и конечно же, все режиссеры как один персонифицируют эту Аделаиду в виде страстной красотки. Которая то надменно кривит губы и подзакатывает глаза (кто это умел, кроме Тереховой?), то танцует на столе, то жарко извивается. Надо же чем-то взоры порадовать?

А вам, дорогие читатели, доводилось видеть какую-нибудь постановку "Игроков"? Какие интерпретации подобных историй вы предпочитаете: попроще или повитиеватее? Напишите в комментариях.

Еще на канале по теме:

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба

Желающие материально поблагодарить автора канала могут любым удобным способом сделать перевод на любую сумму на электронный кошелек ЮMoney 4100115165604535