Сегодня, 6 июня, принц Гарри, как и обещал вчера его адвокат Дэвид Шерборн, прибыл в лондонский Высокий суд, чтобы лично выступить на процессе против таблоидов Mirror Group Newspapers. Корреспонденты Telegraph продолжают вести «живую» трансляцию из зала суда.
Итак...
В начале заседания герцога Сассекского пригласили принести присягу. Его адвокат Дэвид Шерборн спросил, какое обращение к нему он предпочитает, и уточнил: «Вы предпочли бы, чтобы вас называли принцем Гарри». Затем адвокат Эндрю Грин, представляющий MGN, начал перекрестный допрос — и первым делом повторил извинения за единственный признанный случай незаконного сбора информации: «Это не должно было произойти и больше никогда не повторится». Также он попросил принца Гарри сообщить, если какой-то вопрос покажется ему некорректным.
Сперва адвокат Грин обрисовал общую картину происходящего: первоначально в иске упоминались 143 статьи о принце Гарри, опубликованные в трех изданиях Mirror Group, из которых в конечном итоге были отобраны 33. Принц Гарри подтвердил это и сообщил, что выбирал нужные статьи вместе со своими адвокатами. На вопрос о том, какими критериями они руководствовались, он ответил, что выбирались материалы, «которые демонстрировали наиболее очевидные элементы незаконной деятельности».
Эндрю Грин спросил, читал ли принц Гарри статьи, о которых идет речь, на момент их публикации. Он ответил: «Я не говорил, что не читал их тогда... Газеты всегда есть в каждом дворце, к сожалению. Некоторые статьи я, возможно, не помнил и не видел в то время — но подавляющее большинство из них было прочитано другими людьми из моего круга»:
«Время было другое по сравнению с сегодняшним днем. В 1996 г. я был ребенком, учился в школе. Эти статьи невероятно агрессивны, и каждый раз, когда они публиковались, они оказывали влияние на меня, мою жизнь и жизнь людей вокруг меня, включая мою мать».
Гарри сообщил, что с самого рождения подвергался враждебному отношению со стороны прессы. Адвокат MGN спросил: верно ли будет сказать, что именно из-за вторжения СМИ в его жизнь у Гарри развилось враждебное отношение к журналистам? Он ответил: да.
Далее Эндрю Грин обратился к свидетельским показаниям Гарри (документ, приобщенный к делу, состоит из 55 страниц и был обнародован в начале разбирательств). Принц сообщил, что он пытается «привлечь к ответу» недобросовестных журналистов. Произошел забавный диалог, наглядно показавший, что адвокат MGN не собирается вести разговор об общих материях, а будет требовать конкретики:
— В заявлении [ссылаясь на журналистов] вы написали: «Сколько еще крови испачкает их печатающие пальцы, прежде чем кто-то остановит это безумие?». У кого именно руки в крови?
— Некоторые редакторы и журналисты несут ответственность за часть боли, печали и непреднамеренных смертей... Заявление было написано в более широком смысле, по отношению к бульварной прессе в целом. Я не называл конкретных имен журналистов в этом конкретном абзаце.
Эндрю Грин снова спросил, действительно ли принц Гарри знал о содержании спорных материалов на момент их выхода (с 1996 по 2011 г.), потому что в судебных документах утверждается, что «истец был расстроен во время публикации статей». Гарри настаивал, что, даже если он не читал какие-то конкретные статьи, они все равно повлияли на его жизнь: «Каждый из этих материалов сыграл важную и разрушительную роль в моем взрослении. С тех пор как мне исполнилось 12, обо мне были написаны тысячи, возможно, миллионы статей... Поскольку это происходило двадцать лет назад, я просто не могу рассуждать о том, как это было».
Эндрю Грин спросил принца Гарри, «как он стал параноиком», если не читал статей. Он ответил: «Многие из них я действительно читал. Подавляющее большинство [полученной журналистами информации] было приписано приятелю, другу, [неназванному] источнику, наблюдателю, что на самом деле вызывает много подозрений относительно того, откуда берутся эти статьи... В детстве, и в подростковом возрасте, и вплоть до сегодняшнего дня пресса вторгалась в большую часть моей жизни».
Дальше начался разбор спорных статей — подробный, с приведением множества конкретных фактов и объяснениями по каждому из них.
1. Diana so sad on Harry’s big day (Daily Mirror, 16 сентября 1996 г.)
Статья посвящена визиту принцессы Дианы в школу Ладгроув в день 12-летия Гарри. В ней упоминаются негативные чувства Гарри по поводу развода его родителей: «Как и большинство детей, я плохо воспринял их развод. Я не думаю, что эта цитата является догадкой, я думаю, что была обнаружена конкретная информация... Я бы не сказал, что это было предположение». На вопрос Эндрю Грина о том, могла ли эта информация быть получена журналистом в результате взлома его личного телефона, Гарри ответил, что получение ее в принципе кажется ему «подозрительным». Адвокат MGN сообщил: Daily Mirror была не первой газетой, написавшей о визите Дианы в школу, — Press Association писала о нем двумя днями ранее. Гарри сказал, что не знал об этом.
2. Princes take to the hills for gala (Daily Mirror, 17 июля 2000 г.)
Статья посвящена отдыху Уильяма и Гарри в горах, из-за которого они не присутствовали на гала-концерте в честь королевы-матери. Принц Гарри заявил суду, что в ней «довольно много [личных] цитат и подозрительной информации», которые наверняка были добыты журналистами незаконно. Эндрю Грин сообщил: Daily Mirror была не первой газетой, написавшей об отсутствии братьев на гала-концерте, — Daily Mail писала о нем двумя днями ранее. Гарри настаивал, что газета могла получать информацию с помощью прослушивания телефонов даже тогда, когда часть ее уже была в открытом доступе: «То, что история уже была рассказана, не мешает журналисту попытаться развить ее дальше». На вопрос о том, действительно ли он верит, что одна конкретная строчка в статье была получена в результате взлома телефона, он сказал: «Я не уверен. Об этом надо спрашивать самих журналистов».
(Прежде чем перейти к рассмотрению третьей статьи, суд объявил перерыв на несколько минут. Королевский корреспондент Telegraph Виктория Уорд сообщила, что Гарри выглядит обеспокоенным: «Принц Гарри изо всех сил пытается найти различные статьи и документы в многочисленных стопках документов, которые лежат перед ним. Он выглядит нервным, постоянно облизывает губы и покашливает».)
3. 3 AM — Harry’s time at the bar (Daily Mirror, 19 сентября 2000 г.)
Статья посвящена празднованию дня рождения принца Гарри в компании друзей. Он утверждает, что там раскрывается конфиденциальная информация о его личной жизни — включая фотографии, сделанные в пабе. Эндрю Грин сообщил, что статья содержит только «ограниченную и банальную» информацию, а фото были сделаны не папарацци, а сотрудником фотоагентства: фотограф мог поспешить в паб, чтобы сделать снимки, как только узнал, что принц Гарри находится там. Гарри возразил: «Он мог быть там до моего появления».
4. Snap... Harry breaks thumb like William; Exclusive (Daily Mirror, 11 ноября 2000 г.)
Статья о травме, полученной Гарри. Он утверждает, что там раскрывается конфиденциальная информация о его личной жизни, а кроме того, сообщение о переломе пальца нельзя объяснить публикацией «в интересах общественности». Эндрю Грин сообщил: информация поступила из многочисленных отчетов, уже находящихся в открытом доступе, и была официально подтверждена дворцом. Гарри объяснил, что представители дворца были вынуждены дать комментарии в ответ на запросы прессы о его травме: «Все узнали, что я сломал большой палец, но я не думаю, что какая-либо газета вообще имела право говорить об этом». Он предположил, что телефон доктора, к которому он обращался, мог быть взломан.
— Вы считаете неправдоподобным, что эта информация могла быть получена от вашего одноклассника?
— Не знаю... Не уверен.
Эндрю Грин сослался на биографию герцога Сассекского «Запасной», в которой тот сообщил, что некоторые школьные друзья раскрывали прессе информацию о нем — например, о неудачной стрижке. Гарри сказал, что писал книгу спустя много лет, и эти истории были «предположением»:
«Когда я учился в школе, я не мог представить, как они узнали об этой истории, поэтому сделал предположение. Много лет спустя кажется, что это было не так... Чем чаще такое происходит, тем меньше вы делитесь с людьми... Я становлюсь параноиком в отношении окружающих меня людей».
5–7. Блок статей в Sunday Mirror и Daily Mirror (январь 2002 г.)
Блок, включающий несколько взаимосвязанных материалов, посвящен тому, что принц Гарри принимал запрещенные вещества, а также реакции на это его отца — принца Чарльза, сделавшего сыну «суровое внушение». Эндрю Грин спросил: считает ли Гарри, что эта информация была получена в результате взлома телефона? Гарри ответил: «Незаконный сбор информации, да». Адвокат MGN сообщил: впервые эта информация появилась в серии публикаций News of the World в тот же день (при этом дворец подтвердил ее), и только потом — в других воскресных газетах. Он снова обратился к биографии герцога Сассекского «Запасной»: в ней Гарри сам рассказывал об этой истории, прямо обвиняя дворец в сотрудничестве с прессой. Гарри подтвердил это, но сказал, что пострадал от публикаций: «Один только заголовок, не говоря уже о самой статье, оказал на меня серьезное влияние, потому что, даже если я сам не читал этого, другие люди вокруг меня читали».
(После этого слушание было приостановлено на время обеденного перерыва.)