Российские крупные медиа-ассоциации направили председателю комитета Госдумы по защите конкуренции Валерию Гартунгу (Справедливая Россия) письмо с предложениями снизить штрафы за нарушения закона о маркировке интернет-рекламы.
Обращение подписано руководителями Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциации развития интернет-рекламы (АРИР), Ассоциации блогеров и агентств (АБА) и других организаций. Об этом сообщают Ведомости.
Председатель комитета Госдумы по защите конкуренции проинформировал, что направил предложения о поправках в законопроект председателю комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову (Единая Россия).
Согласно законопроекту устанавливается размер штрафов за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Законопроект принят в первом чтении Госдумой 18 мая. Сам закон вступил в силу 1 сентября 2022 года.
По закону на каждый рекламный материал необходимо ставить соответствующую пометку, указывать сведения о рекламодателе и индивидуальный идентификатор (токен) для учета данных. рекламодатель, рекламораспространитель и операторы рекламных сетей должны передавать полную информацию о каждом рекламном материале в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР; его оператор Роскомнадзор).
Новый законопроект за непредставление данных в ЕРИР (до и после рекламной кампании) и распространение в интернете рекламы без идентификатора вводит штрафы для физлиц до 30 000 руб., для должностных лиц до 100 000 руб., для ИП до 200 000 руб., для юрлиц до 500 000 руб. А штраф за нарушение закона оператором рекламных данных (ОРД) достигает 200 000 руб. для должностных лиц и ИП и 700 000 руб. для юрлиц.
Ассоциации предлагают снизить размер штрафов в два-четыре раза, поскольку он не соразмерен общественной опасности нарушений. В обращении отмечается, что отсутствие маркировки в интернет-рекламе влияет на порядок отчетности, а не на сам рекламный контент. При этом размер штрафов, который предусмотрен текущей редакцией законопроекта, тот же, что и за нарушения, которые касаются непосредственно содержания рекламы, говорится в письме.
Для физлиц, по мнению ассоциаций, верхняя граница штрафа должна составлять до 30 000 руб. как за непредставление данных в ЕРИР, так за и распространение в интернете рекламы без идентификатора, для должностных лиц и ИП до 50 000 руб. Для юрлиц до 200 000 руб. за непредставление данных в ЕРИР и до 100 000 руб. за распространение рекламы без идентификатора. Штраф для ОРД должен достигать для должностных лиц и ИП 100 000 руб., для юрлиц 300 000 руб., отмечается в письме.
Авторы инициативы уверены, что далеко не все участники рынка смогут выплатить такие штрафы. Некоторых блогеров они могут привести к банкротству, считает президент АБА Татьяна Иванова. По данным АБА, 90% инфлюенс-рынка составляют наноблогеры (до 5000 подписчиков), микроблогеры (от 5000 до 50 000 подписчиков) и мидлблогеры (от 100 000 до 500 000 подписчиков). То есть те, у кого нет миллионных заработков чаще всего они самозанятые или ИП. По данным платформы Solar Staff, средний заработок таких блогеров за I квартал 2023 г. составил от 15 800 до 57 100 руб.
Также ассоциации предлагают установить в законопроекте отдельный размер штрафов за полное игнорирование закона о маркировке и за незначительные нарушения при его исполнении. Это позволит стимулировать добросовестных участников рынка, которые соблюдают закон, но все еще сталкиваются с проблемами технического и регуляторного характера.