Найти в Дзене

Доработки Битрикс24 — какие они бывают и нужно ли их делать

Оглавление

Коробка Битрикс24 — это готовый мощный продукт, который позволяет автоматизировать и оптимизировать множество бизнес-процессов. Подготовка отчетов, настройка модулей для сбора и обработки информации, виджеты и не только — штатная версия предлагает богатый набор инструментов. Но бывает так, что даже используя коробочный портал компания упирается в тупик возможностей. В этой статье мы хотим рассказать вам о том, как можно преодолевать эти тупики, кастомизируя свою CRM.

Речь пойдет о доработках системы под персональные запросы, которые помогают расширять штатные возможности, интегрировать внешние сервисы и применять нестандартные решения под логику конкретного бизнеса.

Глубокая кастомизация, кстати, одно из главных преимуществ коробочного Битрикс24. А еще стоит отметить, что изменять портал можно поэтапно, шаг за шагом. И для внедрения доработок совсем не нужна полная перенастройка системы.

Какие бывают доработки

Расскажем, как можно доработать систему Битрикс24, а также покажем несколько наших кейсов для примера.

Кастомизация интерфейса

Эта доработка возможна только для коробочной версии, у облачной такой опции нет совсем. Она позволяет менять дизайн, оформлять портал в корпоративном стиле, выделять нужную информацию цветом. Это помогает сотрудникам фокусироваться только на необходимой для них информации.

Пример: настройка цветных полей для сущностей

К нам обратился клиент с такой проблемой: сотрудники компании ежедневно обрабатывают много телефонных звонков, но теряются, когда нужно быстро понять, кто звонит. С нашей стороны нужно было выделить должность контакта. Мы решили задачу так: присвоили нужным полям разные цвета и передали права администратору на управление цветом в настройках.

Проблема была успешно решена: при поступлении звонка нужные поля сразу же подсвечивались, а сотрудники понимали, кто им звонит. Пусть эта доработка простая технически, зато она очень полезна для рабочей рутины.

Настройка модулей

Как мы говорили в начале статьи, в Битрикс24 есть типовые модули, которые прекрасно подходят для решения стандартных задач. Но когда нужна обработка большого количества данных — в этих случаях поможет только разработка индивидуальных модулей.

Пример 1: разработка модуля Цели
Мы разработали с нуля новый инструмент, который помогает в реальном времени отслеживать прогресс компании с помощью удобной визуализации. Этот модуль актуален для быстро растущих компаний, когда становится сложно уследить за всеми бизнес-процессами.

Инструмент представляет собой три вкладки — дашборды с графиками и описание целей. Модуль предназначен для топ-менеджеров, так как на основании отображаемых данных они могут принимать решения о стратегическом развитии компании.

-2

Пример 2: разработка модуля для бронирования парковки и рабочих мест
Еще один пример разработки уникального инструмента для бизнеса. Мы создали модуль с удобной визуализацией и понятным функционалом для брони рабочих и парковочных мест. Он представляет собой раскладку мест и анкету для заполнения контактных данных. Для бронирования рабочего места требуется оставить ФИО, телефон, e-mail и указать желаемое время. Для бронирования парковки анкета включает вышеперечисленные пункты, но еще марку автомобиля и его государственный номер.

Модуль полезен для сотрудников тем, что им не нужно тратить время на звонки и уточнения. Нужная информация отображается в онлайн-режиме. А оплата мест доступна по qr-коду или через платежную систему.

-3

Пример 3: Разработка виджета для контроля сотрудников
Этот кейс был посвящен разработке удобного виджета для менеджеров call-центра. Важно было сделать так, чтобы он показывал в реальном времени статус работников.

Мы настроили 3 категории — Работает, На перерыве и Завершили. Таким образом менеджер видит, сколько сотрудников находятся в работе, а кто взял паузу или закончил рабочий день. Это помогает грамотно распределять и переадресовывать звонки только на активных сотрудников.

-4

Интеграции с внешними сервисами

Коробочная версия Битрикс24 отлично подходит для сторонних интеграций, чтобы сотрудники могли выполнять какие-либо операции, не покидая CRM. Это очень удобно — не надо тратить время на запуск других программ. Все нужное есть под рукой и с удобным интерфейсом.

Руководители, кстати, тоже оценят возможность интеграций, так как они позволяют контролировать бизнес-процессы в одной среде.

Пример: интеграция платформы Mindbox

Здесь задача была такая: после переноса большей части бизнес-процессов в новую CRM, заказчик хотел оставить управление email-рассылками и sms в прежней системе MindBox. Мы интегрировали сервис на портал, благодаря чему данные теперь синхронизируются между системами моментально. Не надо их сохранять в одной системе, вручную переносить в другую — информация, полученная от клиента при заполнении crm-формы, везде сохраняется автоматически. Отметим, что с доработкой можно не только управлять рассылками, но и отслеживать статус подписок клиентов. Эта информация очень важна для сегментирования аудитории, чтобы формировать для клиентов максимально интересные предложения.

-5

Еще примеры кастомизации Битрикс24

Мы привели далеко не все варианты, кастомизации могут быть совершенно разные и разного уровня сложности.

Настройка сущностей

Бывает, что штатных полей Битрикс24 не хватает. Но можно создать новые сущности для хранения информации. Здесь важно продумать, как они будут работать.

Загвоздка в том, что если такую доработку доверить новичку, скорее всего, она получится сложной и запутанной. Опытные специалисты всегда тщательно продумывает логику сущности, чтобы та была максимально простой и удобной.

Настройка отчетности

Стандартный функционал коробочной версии Битрикс24 предлагает несколько вариантов отчетов, но их может не хватить, например, когда нужно подтянуть данные из разных узлов CRM или от внешних систем. При помощи индивидуальных доработок можно собирать любые данные, которые необходимы вам для оценки бизнес-процессов.

И это еще не все! Кастомизация позволяет сделать корректировку цен автоматической, добавлять нетипичные термины, автоматизировать нестандартный документооборот и еще упростить множество, на первый взгляд, простых, но важных для бизнеса процессов.

А самое важное, что доработки можно внедрять в Битрикс24 почти без ограничений. Но есть несколько правил, о которых мы поговорим в следующей главе.

Правила доработок Битрикс24

Хотим выделить несколько важных пунктов, на что обращать внимание, соглашаясь на доработки. Вот о чем должны помнить специалисты, приступая к кастомизации.

1. Трогать ядро запрещено

Это база. Все качественные доработки портала исключают вмешательство в ядро системы, а именно в директорию /bitrix по следующим причинам:

- при официальном обновлении системы все изменения будут стерты;
- есть большой риск, что официальная техподдержка Битрикс24, когда узнает об изменениях в ядре, откажет вам в помощи;
- даже мелкие ошибки в коде (к примеру, лишняя скобка) могут нарушить стабильную работу портала.

Поэтому за кастомизацией обращаемся только к тем разработчикам, которые строго соблюдают это правило. Задавайте вопросы, проверяйте портфолио — добросовестным специалистам нечего скрывать.

2. Нельзя изменять стандартные компоненты

Опытные разработчики знают, к чему может привести редактирование стандартных компонентов. Например, нужно вам немного изменить кнопку. Новичок возьмет штатный элемент, сделает его копию и внесет в нее правки. Битрикс24 таких решений не терпит и запросто отреагирует “заморозкой” системы. Как итог — новые обновления не встанут на портал, а вы упустите что-то полезное.

Потом, чтобы исправить подобные ошибки, нужно обновлять всю систему целиком. Это дорого и долго.

3. Нельзя копировать CRM-страницы

Случается, что разработчики делают копии целых разделов и немного их редактируют. Из-за этого появляются две разные версии одного и того же кода, что может стать причиной проблем совместимости. А чем больше в системе подобного захламления, тем дороже ее сопровождение. Мы против подобного, поэтому работаем внимательно и аккуратно.

Подведем итоги

Доработки Битрикс24 безусловно полезны и нужны для бизнеса. Но очень важно то, чьими руками они совершаются. Если за дело берется малоопытный специалист, он, скорее всего, не справится. Или справится, но не быстро и с нежелательными для вас последствиями. Дабы избежать проблем, мы рекомендуем сразу выбирать исполнителей с портфолио и опытом работы с системой Битрикс24.

Мы знаем, как кастомизация отражается на бизнес-процессах, как растут показатели — наши клиенты делятся с нами фидбэком. По сравнению со штатными настройками, доработки позволяют использовать систему на полную. Если вы готовы к апгрейду, не откладывайте решение в долгий ящик, получайте результат как можно скорее!

Кстати, присоединяйтесь к нашему тг-каналу. Он молодой, но интересный в нем обсуждаем не только Битрикс24, но и автоматизацию процессов, новости из мира бизнеса и IT.​