6 июня отмечается День русского языка. Также это день рождение великого поэта и основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).
Русский язык имеет древнейшую историю. Он был образован из различных славянских наречий, церковнославянского и греческого. С принятием христианства наши предки получили два алфавита – глаголицу и кириллицу. Наибольшее распространение получает кириллица. В первую очередь тесты и книги использовали в религиозных целях. Их старались всячески украсить. К одним из видов декора можно отнести буквицу.
Буквица – первая буква в тексте книги, отличающаяся большими размерами. Над основным блоком этот символ не выступает, но при этом его базовая линия на одну или несколько строк ниже базовой линии текста, с которым буквица составляет единое целое. Она предназначена для украшения текста и привлечение внимания читателя.
История появления
Буквица используется в качестве украшения текста практически с самого начала развития письменности. Ее можно увидеть в берестяных и пергаментных грамотах, а также в рукописных книг X-XI веках. Древнерусские рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Мастера применяли дорогие материалы бархат, ценные породы дерева, драгоценные металлы.
Книгописцы немаловажное значение в оформлении текста придавали и декорированию буквицы. Каждый рисунок являлся оригинальным и не повторялся. Древние мастера искусно украшали этот символ, используя различные краски. Они были натуральными - их делали из порошка камней, минералов и растений. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — златописец — обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения. Так как чаще всего для оформления буквицы, которая проставляется в начале абзаца, использовали красную краску. Поэтому возникло название «красная строка».
Животные орнаменты в буквице
В декорировании буквицы применяются разного рода орнаменты. Они могут быть как черно-белыми, так и цветными. При этом символьное значение рисунка имеет прямое отношение к информационной составляющей самого текста. Иногда картинка используется и просто как предмет декора.
Часто орнамент буквицы выполнялся в виде животных, переплетенных с геометрическими узорами или растениями. В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц. Вероятнее всего, он связан с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль называл «тератологическим» (от греческого «терш» — чудище, чудовище) русский ученый Ф. И. Буслаева (1818-1897) в XIX века. Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.
Предвестником нового стиля стало Юрьевское Евангелие (XII век, Великий Новгород). Именно в новгородских книгописных мастерских XII столетия в рисунке буквиц появились первые звери и птицы, опутанные лентами и ремнями.
Разнообразные существа изображались одной линией и плавно переходили в плетёный узор, как в буквах «угринца Феодора». Понемногу в них начинала преобладать декоративность. Ремни завязывались в замысловатые узлы, звери свивались шеями и хвостами, переплетались лапами и крыльями, одно животное появлялось на свет из пасти другого.
Книжный убор новгородского пошиба оказался столь привлекательным, что в XIII–XIV столетиях широко распространился по всему русскому Северу — от Пскова до Устюга Великого. От рукописи к рукописи орнамент буквиц становился всё сложнее, рисунок выполнялся всё искуснее, звери всё больше и больше терялись в плетениях. Казалось, чем сильнее они старались высвободиться из пут, тем глубже в них увязали. В одном инициале мастер помещал порой до десятка «чудовищ». Контур буквы стал настолько размываться дробным узорочьем, что её фон приходилось раскрашивать, чтобы облегчить чтение. В Новгороде для этого использовали серо-синие и голубые тона, в Пскове синие соперничали с зелёными, а в Рязани предпочитали только зелёные.
Федор Буслаев предполагал, что буквицы с животными были близки славянской душе как напоминание о бедах монгольского нашествия, а также из-за строгого стиля иконописи русская фантазия находила отдушину и простор в декорировании затейливых узоров.
В XIII веке, кроме многочисленных драконов и змей, птиц и собак, медведей и зайцев, в очертания тератологических буквиц стали включать фигуру человека. Но в отличие от условного, лаконичного рисунка зверей, человек изображался с большими подробностями и меньше был связан с орнаментом. Если звери всё сильнее увязали в плетёных силках, то человек, напротив, из них выбирался. На это ушло почти столетие. Только в XIV веке, в период высшего расцвета «звериного» стиля, человеку удалось окончательно отделиться от орнамента. Страницы рукописей наполнились буквицами, не только составленными из отдельных фигур, но и выполненными в виде многолюдных жанровых сцен.
По материалам: А. Домбровский "Искусство первой буквы", galamosaic.ru.