Найти тему
якабито смотрит анимэ

"Rougo ni Sonaete Isekai de 8-manmai no Kinka o Tamemasu" - весёлый и немного циничный анимэ-исекай

Оглавление

老後に備えて異世界で8万枚の金貨を貯めます

Жанр: комедия, исекай
Выходил: январь – апрель 2023
Английское название: «Saving 80,000 Gold in Another World for My Retirement»
Русское название: «Я коплю 80.000 золотых в другом мире на пенсию»
12 эпизодов
Оценка: 8 из 10


А всё же шашка супротив пулемёта не котируется.

Аннотация

Обычная японская девушка Ямано Мицуха только закончила школу, как потеряла в аварии всю семью: мать, отца и старшего брата. Но, поскольку ей уже 18, то никаких особо вопросов ни у кого не возникает: вполне может жить самостоятельно. Только вот жить получилось не очень: в скором времени произошло у неё столкновение с тремя малоприятными парнями. Мицуха — девушка взрослая и умная, понимала к чему дело шло и начала сопротивляться. Но, к сожалению, всё это происходило на дороге вдоль обрыва и Мицуха сорвалась. Прямо на камни. Однако как же умирать не хочется! И тут она вдруг очнулась посреди бескрайней лесостепи. Всего лишь с небольшой раной на руке. Опять же, Мицуха — девушка взрослая и умная. Истерик катать не стала, щипать себя за щёки тоже, а здраво оценив обстановку в целом и своеобразную фауну в частности — логично рассудила, что попала в другой мир. Что с этим делать — разберёмся чуть позже, а сейчас насущная проблема найти еду и воду и, если тут они есть — выйти к людям.

Чуть позже выясняются некоторые детали её перерождения и обнаруживается, что у неё появились две натурально читерские способности: регенерация уровня принцессы Амбера и способность к телепортации на уровне «Живой Карты» если продолжать использовать терминологию Желязны. А в процессе выяснения удалось выцыганить и третий не менее читерский навык: знание любых языков. Ну, тут можно развернуться… Но чем же заняться? Мицуха решила, что не худо бы обеспечить себе безбедную старость в обоих мирах — ведь теперь она может возвращаться и на Землю в родной дом по желанию. «Ну, миллиардика (иен) мне хватит. - решила она. - Значит, по миллиарду на каждый мир, что по текущему курсу золота будет примерно 80.000 местных золотых монет. Займёмся!»

История просмотра

Второй сериал, вышедший совсем недавно и второй исекай подряд. На самом деле это не внезапное увлечение исекаем и «свежатинкой». Просто я нашла этот сериал только в 1080р и он мне страшно мозолил глаза своими размерами. Очень хотелось его побыстрее глянуть и убрать на архивный диск, чтоб место на рабочем не занимал. Но, оказалось, что и снова мне сериал очень понравился. Не настолько как предыдущая «Революция принцессы из другого мира», но снова явно больше, чем он понравится зрителям «в среднем». Просто опять же — здесь есть некоторые моменты, которые средний зритель если и оценит, то в целом как неплохие… а меня они приводят в буйный восторг. Но обо всём по порядку.

Техническое исполнение

Собственно, техническое исполнение — одна из причин снижения балла. Да, и такой дизайн персонажей я тоже очень люблю. И то, что они с разными пропорциями — отдельно хорошо. И с одеждой тут плюс-минус порядок. И пейзажи, как можно видеть — попадаются весьма неплохие. Но на этом всё. Прорисовано всё… даже не сказать, чтобы халтурно. Но довольно средненько. Даже в некотором смысле «на отвали». Ленились, короче. А кое-что и действительно плохо. Да-да, те самые «Хамви» и прочая современная техника — это снова вырвиглазное CG. Вообще даже интересно: я видела сериалы, где CG точно использовалось. Но в них не поленились сделать некоторую пост-обработку так, что оно не выбивается из общего стиля, хотя бы если не всматриваться в скриншоты. А вот тут — опять же поленились.

Однако нельзя сказать, что это всё так уж плохо. Нет, всё это можно смотреть с немалым удовольствием. Просто не ожидать каких-то супервысокохужожественных высот, а наоборот, быть морально готовыми к … очень средненькой проработки всех картинок. И, кстати, некоторых дизайнов эпизодических персонажей — вот над ними точно не только аниматоры, но и сами дизайнеры работали левой пяткой. Особенно это касается всех «массовых» солдат. То есть не индивидуальный какой-нибудь гонец, а солдаты в строю… М-да. Собственно чуть ниже будет пример современных.

А вот со звуком всё наоборот отлично. Практически всех сейю из тех, кто говорит достаточно много, я встречала хорошо если раз-два (кроме, наверное только Акесаки Сатоми-сан, которую на вторых ролях я видела неоднократно и даже вроде бы запомнила в роли сержанта-медика Мари во
«Вратах, где бьются наши воины» - а здесь она озвучивает леди Ирис). Но так или иначе — играют очень неплохо. А некоторые, я не поленилась посмотреть фотографии, ещё и красавицы. И красавцы. Да, конечно, есть исключение. Погибший братец Мицухи, полезные советы какового она вспоминает неоднократно — совершенно узнаваемый и непотопляемый Фукуяма Дзюн. Впрочем, как я уже писала не так давно, видимо лет пять назад этот гражданин что-то себе про себя понял и перестал озвучивать выбешивающих меня персонажей. Так и этот братец… в прочем, это уже не о технике.

И отдельно порадовала музыка. Во-первых, фоновая музыка — есть. Немного меньше, чем в предыдущей «Принцессе» и, честно говоря, не настолько хорошая и удачно подобранная. Но есть — и это одно уже весьма отрадно. И опенинг с эндингом. Причём если опенинг просто очень неплохая и на сей раз — очень хорошо соответствующая духу сериала песенка… то эндинг — такой весёлый и позитивный рок-н-ролльчик, что я прямо сама пританцовывала каждый раз, когда он звучал. Просто красота!

Перевод. Тоже порадовал. Ни смысловых, ни орфографических-грамматических ляпов не заметила. Нет, там кое-что вызывало буквально лезущие на лоб глаза, но я уверена, что в данном случае это ляп не переводчика, а самих авторов.

Так что в целом — в технике есть проблемы, есть шикарные аспекты, а в среднем — от «средне» (почему, если они ленятся, не могу полениться и я, и допустить не смешные тавтологии и прочие стилистические ляпы?) до «хорошо». Однако я уже заговорила о…

Ляпы авторов

Сразу же можно заявить: совершенно очевидно, что авторы принципиально не вдавались в подробности того, о чём пишут (рисуют), не думали как оно будет правдоподобно, как оно работает… Правильнее всего будет сказать, что они рассказывают анекдоты. Забавные, интересные истории то ли из жизни, то ли байки. В которых есть некий сюжет, один или несколько неожиданных и забавных поворотов, какие-то обязательные элементы... Нельзя же рассказывать еврейские анекдоты про чукчу, нет, должны быть евреи. И наоборот, нельзя рассказывать анекдоты про чукчу, заменив его на еврея. Так вот, если нам приспичило рассказать анекдот про русского — значит в тексте будет слово «русский». Здесь, соответственно, какие-то детали неизбежно возникают просто потому, что суть истории их требует. Однако в целом — авторы отталкиваются именно от сюжета истории, а детали в общем-то лепят как придётся, лишь бы избежать совсем уж резких несоответствий между ними.

То есть вот например, вот у нас есть сюжет: король за подвиг хочет конкретно наградить некоего дворянина. Что он делает? Правильно, дарует наследственный титул. Вполне сообразный подвигу. Сначала, конкретно, хотел дать барона, потом его убедили, что это некомильфо в данном случае и надо дать… виконта. Всё бы хорошо, но юноша и так виконт. В том смысле, что он — старший (и наследующий) сын графа. А виконт и есть «заместитель графа». Да, есть случаи самостоятельных виконтств, но сейчас это не важно. То есть король сначала парня хотел
понизить, а потом — не сделал ничего. И наследственным титул этот, как бы король не утверждал обратное — не будет.

Прийдёт время и этот товарищ сам станет графом, а его старший сын — виконтом. Что самое смешное — авторы даже потом это поняли, и данный аспект через несколько минут обсуждается. Но ничего менять не стали.

Другой ляп, тоже с дворянскими званиями. И, забавно, тоже про виконтов. Тут другого человека награждают титулом уже с повышением. Но вот что интересно: выделяют и лен. То есть тут речь уже о конкретном лене-виконтстве. Земле. А… простите, откуда?! На самом деле — вывернуться не сложно, в королевстве была такая классическая феодальная заварушка, когда некоторые вассалы переметнулись от одного сюзерена к другому, за что и поплатились. Так что вполне вероятно, некоторые владения освободились. Ну так надо было это хоть как-то обозначить, хоть вскользь!

Ну, и ещё там были своеобразные моменты, перечислять все я смысла не вижу. С другой стороны — в сериале множество не то что бы натяжек, и не то, что бы роялей в кустах… то есть на самом деле — это именно натяжки, это именно рояли в кустах, это случайные совпадения класса «невовремя зашёл». Но поскольку сериал в первую очередь — довольно лёгкая комедия, то и такие моменты вроде бы простительны. Ну без них просто истории не получится. Однако временами это начинает раздражать. Вот как относиться к тому, что в магазинчик Мицухи влетает убийца, за ним — преследующая его наёмница-мечница… и Мицуха знакомится с группой «файтер, клирик, маг и вор» (на самом деле магов тут нету, клириков тоже, да и вора в этой группе нету). С одной стороны — было бы просто грешно не вкрутить парочку сюжетов о приключенцах слэш наёмниках. И, естественно, сюжетов о том, как Мицуха им продаёт наше современное туристическое снаряжение. Опять же необходимо немного разбавить мирную работу магазина хотя бы походом на охоту: зря что ли Мицуха тренировалась? Кстати, с тренировками там тоже всё очень забавно, так вот бодро взяла и нашла ЧВК, и натренировалась по ощущению — за пару недель… С другой стороны — введение в сюжет этой группы — совершенно топорное. Иногда подобные вещи пропускаешь как некую дань жанру, иногда раздражает.

Следующая пачка нареканий — это недомыслие самой Мицухи. Причём если её недомыслие когда она начинает пороть непродуманную легенду (хотя девушка очень умная и чем-как собирается заниматься обдумывает долго и серьёзно, у нас есть множество показателей, что она именно серьёзно изучает фактуру, намечает планы и так далее). Да, недомыслие Мицухи с непродуманными легендами раздражает потому, что это совершенно не в её стиле и выглядит глупо. Но тут ещё ладно, девушку понесло, да и забавной ситуации иначе бы и не получилось. Но что делать с чеховским ружьём? Мицуха поражается тому, насколько пресная тут еда у крестьян… а потом выясняется, что и у дворянства. Что совершенно правильно: здесь у нас всё-таки псевдо-Европа, а там в Средние Века и с солью-то было не слишком хорошо, а выражение «на вес золота» собственно применительно к специям и возникло: всяческую корицу или тем более шафран продавали именно так — золото на одной чашке весов, специи — на другой. Но ни личные наблюдения, ни уроки истории, ни Гугл (которым Мицуха пользуется очень хорошо) не подсказывают ей очевиднейшего решения для обогащения. Специи.

Вообще, этот вопрос чеховских ружей огорчает регулярно. По результатам сериала совершенно понятно, что авторы на самом деле про них не забывают. За что им честь и хвала. И отсюда, кстати, вопрос со специями выглядит особенно странно. Однако, понятно это по довольно печальному признаку: некоторые ружья были повешены на стену чуть ли не в первой серии… а выстреливают только в предпоследней. И вот ты сидишь и ждёшь, ну когда же наконец. Что ещё печальнее — несколько ружей так и не выстрелили вообще. Но тут есть некоторое оправдание: не выстрелили, а должны были чуть ли не сразу же (те самые несчастные специи) — очень немногие. Большинство же — из той серии, которая может выстрелить когда угодно. И до сих пор не выстрелили ровно потому, что авторы держат прицел на продолжение. Они сработают в не экранизированной ещё новелле… А может быть даже в не написанной ещё новелле. Тем не менее — это тоже несколько обидно.

Зато один интересный психологический вроде бы ляп — мне даже понравился и ляпом я его не назову. Следовательно, переходим к восторгам.

Умно, красиво, цинично, смешно

Опять же, я неоднократно писала о том, что ни для одного человека первая смерть на твоих руках не проходит бесследно. Любого человека страшно ломает. Но выходят из этого очень по-разному. Не в том смысле «выходят» как выходят из, скажем, уныния — кто-то поспав, кто-то потанцевав вроде даже через силу, кто-то напившись. Нет, я имею, каким человек выходит из этого испытания. Во что превращается этот надлом (а если срастается — то как). У всех по-разному. Вот здесь, уже ближе к финалу, Мицуха таки разряжает обойму в человека. И… ничего. Вроде бы психологический ляп. Однако именно здесь — вовсе даже и не ляп. Причём сразу по целому ряду причин. Чисто с точки зрения сериала в целом — демонстрация её переживаний откровенно не вяжется с общей комедийностью. То есть она бы просто сбила всю атмосферу. Но на самом деле — её в этот момент и не было! Сейчас я начну «во-первых, во-вторых», но это не по значимости. Все эти факторы играют в комплексе, первый не главнее второго. Итак:

Во-первых, это первая смерть от рук Мицухи, но не первая на её руках. Она уже успела потерять семью. Причём всю и сразу. Шок «был живой человек, а теперь нету» - у неё уже был и переработался.

Во-вторых, там и сама стрельба шла настолько в режиме внезапной защиты близких и самозащиты, что размышлять было некогда. И сразу же потом — тоже размышлять было некогда, нужно было спасать раненых. А потом уже, когда время немного замедляется — факт собственноручного убийства уже крепко накладывается и на защиту, и на спасение.

И в-третьих, чем меня Мицуха дико обаяла: ещё задолго до всей этой ситуации — владела старым и простым яндерским психологическим приёмом. Специально не училась ему, конечно, это у неё выросло само и происходит не усилием воли, а автоматически. Она, может быть даже буквально за мгновение до, но сначала вычёркивает из списка людей, а потом — из списка живых. Да, как ты себя не накачивай такими рассуждениями — всё равно первая смерть на твоих руках (даже не обязательно от твоих рук) надламывает. Но при упомянутых других вводных — действительно, будучи всё же миролюбивой девушкой, Мицуха не спешит в любой спорной ситуации обагрять руки кровью, но и стрельба на поражение для неё уже не составляет настолько серьёзной проблемы.

Что нас выводит на два других великолепных момента. Во-первых, это ЧВК. Мне страшно понравилось буквально всё, что связанно с нею. Даже некоторая романтизация этих ребят здесь выглядела крайне уместно. И снова, не только потому, что сериал по определению лёгкий. Нет, романтизация была хороша именно потому, что в обыденном сознании (впрочем, не в последний год и не у многих россиян) ЧВК воспринимаются как беспримерные мрази без чести и совести. А это, имея некоторый опыт общения с представителями, скажу вам — далеко не всегда так. Точнее — почти всегда не так. Но тут ещё играет роль тот момент, что большинство людей не понимает разницу между аморальностью и имморальностью. Так вот, большинство ЧВК и как компаний, и как их персонала — имморальны. У них просто несколько иные понятия о том, что морально, а что — нет, но придерживаются они
своей системы ценностей довольно крепко. И это, вы представьте, не только деньги.

Однако здесь с ЧВК проскочило ещё два совершенно замечательных момента. Первый — это история обретения «Бога». Вообще сама по себе шуточка во вполне солдатском стиле. Отчаянная ситуация и вдруг спасение. Что говорит обычный человек? «Бог спас». Ну а их спас полугусеничный гантрак со спаренными 20мм зенитными автоматами. Знаете что вытворяют даже 20мм зенитные автоматы с легкобронированными целями? А уж что с пехотой… Логика железная. Бог спас. Но я на самом деле хотела о другом. О том, что суровая правда жизни таки прокралась и в этот сериал. А почему этому отряду наёмников пришлось так тяжело? А именно потому, что наёмники, тем более — небольшая и малоизвестная компания — в современности для любой армии всегда не слишком надёжная расходная (в обоих смыслах) единица. Expendables.

Второй - это совершенно правильный разговор в самом финале. Когда у нашей ЧВК появился стабильный источник совершенно мирного финансирования… они всё равно собираются продолжать свою профессиональную деятельность. В сериале прозвучала фраза «потому что мы больше ничего и не умеем», но на самом деле проблема куда шире: ведь социализация воевавших (тем более — кадровых) состоит не только в обретении мирной профессии, но и серьёзной перестройки сознания. А ЧВК — это как раз одно из убежищ, куда идут те, у кого никак полностью сознание перестроить и не получается. В общем — очень правильно всё нам тут рассказали.

И, завершая блок про ЧВК (который на самом деле занимает несколько последних серий)… Всё-таки я бываю кровожадна. А ещё — я всегда обожала технический прогресс. Поэтому мне ещё в детстве после фильма «Александр Невский» снился расстрел «свиньи» псов-рыцарей из пулемёта, а после книги «Последние Каролинги» у меня целая серия картинок в детском альбоме где либо сама Азарика с автоматом, либо к ней приезжает не Эд, и даже не принц на белом коне, а некто на чёрном мотоцикле с пулемётом же. И поэтому же меня так жутко бесит популярная в анимэ тема «katanas are just better». Ну, в сёненах это просто обожают, как герой весь из себя с катаной на взвод автоматчиков. Естественно, я дико радовалась тем самым «Вратам, где бьются наши воины». И не менее дико радовалась здесь. Опять же — тут отдельно хорошо было сделано, что это всё же не избиение младенцев. И сюжет в пещере с гоблинами — так вообще прелестная отсылка ещё и на зомби-апокалипсис. И с драконом всё получилось не так просто… В общем — всё как надо.

Однако, хотя большая часть моих восторгов в этой статье отведена последним нескольким сериям — на самом деле он вполне ровно смешной, умный и даже где-то циничный от начала до конца. Именно потому, что Мицуха хотя может и пропустить какой-то вполне очевидный вроде бы момент, может чего-то недодумать, а иногда её просто заносит… ну так все мы люди! Но она безусловно очень умная, креативная, энергичная и таки да, циничная девушка. За ней просто ужасно приятно (по крайней мере — мне) наблюдать. Пожалуй, мы не очень сходимся в образе мышления, и собственно идея открыть магазин и торговать в нём — явно не из моей обоймы. Но во многом мы таки сходимся. А во многом — безо всякого залезания в телевизор, просто со стороны очень интересно и забавно смотреть, как она решает очередные встреченные проблемы. А временами — бывает и немного иначе: общая канва разрешения проблемы уже понятна, стоит чуть-чуть поразмыслить. Как в истории с рестораном. Но есть целый ряд вариантов, как это сделать. Ну, например, что надо оптимизировать процесс готовки — это и Мицухе, и мне, как носителям современного менталитета, очевидно. Но есть несколько путей «как». Интересно, что сделает Мицуха. А как она будет реагировать на «наезд» конкурирующей фирмы (и в сюжете с рестораном, и в другом сюжете — с её собственным магазинчиком)? Надо сказать, что в случае с рестораном там вообще получилось аж два весьма неожиданных поворота, причём оба дивно хороши. И Мицуха в обоих случаях вызвала просто огромное уважение очень быстро принятым и потрясающе ловким решением. Я бы действовала немного не так. И, признаюсь, это было бы менее изящным ходом. А уж в сюжете с наездом на магазин — тут вообще без вопросов, Мицуха повела себя намного умнее, хитрее, изящнее и коварно, чем это сделала бы я. И вот сижу я и думаю: «Какая же она молодец! Моё-то решение привело бы к другим проблемам… А она вот чуть больше подумала и решила всё ловко и чисто, без «хвостов»! Ну молодец девица!»

Да, чуть было не забыла обещанное: братик Мицухи. Вот это очень интересный и приятный вариант: парень явно не самый обыкновенный. Он и в игры играть любит, и в эйрсофт гоняет, и вообще с некоторой долей отакунства. Но при этом совершенно явно - вполне социализированный человек и с головой, с кругозором и знаниями у него всё в порядке. А не вот эта пародия, укоренившаяся в стереотипах.

Ну и вообще мне очень понравился тут баланс. Ясное дело, тут на самом деле не три, а четыре читерских захода: помимо интересных особенностей самой Мицухи, у неё есть ещё и семейные сбережения. То есть деньги на старт. И пятый — упомянутые ещё Марксом 300% прибыли. Но это же весёлая фантастическая комедия, а не суровый реализм! И какие-то глупости. Но при этом — глупости совершенно человеческие, нельзя предусмотреть всё, и заносит нас всех иногда тоже. И героиня совершает глупости не потому, что дура, а именно потому, что человек. А на самом деле — человек с огромной энергией, живым и отнюдь не слабым умом, крайне здоровым цинизмом, прекрасно сочетающемся с общей доброжелательностью и… вот за это я её отдельно уважаю, понимаю и полностью разделяю позицию: она ведь не просто «рубит бабло». Более того, она прекрасно понимает вероятность и опасность превращения «рубки бабла» в самоцель. Нет, она может быть и пропускает какие-то даже более выгодные с точки зрения денег варианты, но ищет такие, где ей было бы
интересно. Абсолютно верно: работа должна приносить удовольствие кроме денег!

Резюме

Ийи-ха-а! По дракону, в падении, из "Агленя"... Пли!
Ийи-ха-а! По дракону, в падении, из "Агленя"... Пли!

В результате мы имеем не слишком тщательно, но и неплохо нарисованную, не вызывающую приступов гомерического хохота, а именно весёлую комедию. В первую очередь ориентированную на мужскую аудиторию, но увы им — пошлых шуточек в ней почти нет (а если не считать того момента, что до Мицухи в некий момент доходит, почему её все считают девочкой, что справедливо, у японок немного другие размеры, чем у европейских девушек, все, включая рост — то и вообще нету). Но в целом не так уж и плохо будет воспринято и взрослыми девушками. Переживаний тут конечно недодали, романтики близко к нулю (а то, что есть — это отшивание навязчивого ухажёра, что вообще-то тоже иногда созвучно). Но в целом — героиня хотя и не образец женственности и некоторым может показаться даже не слишком симпатичной из-за своего рассудочного цинизма… Но всё равно, ужасно приятная девушка, на которую вполне можно равняться. Ну или это я такая странная?

Послесловие-дисклеймер

Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и было упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано выше – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.

P.S. На этом ковровые бомбардировки обзорами временно прекращаются: я таки нашла работу и в таких масштабах анимэ смотреть уже не смогу.