Франсуа Жирар снял фильм по одноимённой книге британского писателя и музыковеда Нормана Лебрехта.
И пусть в главной роли не Энтони Хопкинс, как было запланировано, а Тим Рот, но он сыграл идеально.
Слишком правильный ребенок, ответственный человек и любящий мужчина. У Мартина не получилось только стать гениальным музыкантом. Но, как я понимаю, это было для него не главным.
По сюжету Мартин ищет своего "брата" Довидла Раппопорта, пристроенного в семью импресарио. Отец Мартина, обещал его отцу заботиться и воспитывать мальчика в традициях еврейской семьи. Он сдержал свое обещания даже тогда, когда родители скрипача погибли.
Импресарио верил в гениальность Довидла, чем вызывал ревность со стороны своего сына Мартина.
Так или иначе, они жили под одной крышей. Хороший мальчик, но не талантливый, плохой - но гениальный.
А потом, Довидл пропадает, в тот день, когда должен был состоятся его первый концерт. Не перенеся такого удара судьбы, отец Мартина умирает от переживаний (и разоренным) через 2 месяца.
Актеры, исполняющие героев в детстве, играют естественно. Маленький Довидл просто красавец и самоуверенный гений.
События войны, гонения евреев, страшные последствия Холокоста, вот о чем, повествует нам лента, показывая это через воспоминания героев, во время поисков Мартина. По крупинкам он собирает информацию, способную вывести на след гения.
Местами фильм затянут, действия и диалоги, которые не вызывают эмоций, не остаются в памяти.
Но я увидела не это.
Я вижу предателя: мальчика (обкрадывающего мертвых), юношу (который легко соблазняет и кидает девушек), мужчину (кинувшего человека, которому он был дороже своего сына).
На вопрос почему? Хочется ответить - потому, что он другой веры. Что ему было чуждо то, что привычно было в приемной семье.
Поиск погибших родственников, любовь к своим соотечественникам была его самой главной целью.
У меня в голове не укладывается: как так можно было предать приемную семью (но, быть может, в ней не все так было идеально, как показано в фильме).
Как такой хулиган, самоуверенный гений, зарывает свой талант в еврейской общине, смиренно доживая свой век в счастливом (? или нет) браке?
Почему он преданно, ежегодно исполняет "Песню имен" (перечитывая всех тех, кто погиб в лагере Треблинки), отдавая дань умершим по 4 дня на кладбище, и не дает концертов?
Как этот же человек навещал несколько раз в психиатрической больнице едва знакомого скрипача еврея, и ни разу не пытался сообщить о себе названному брату?
Звучание "Песни имен", на которую он положил музыку и исполняет на концерте, напоминает концовку "Парфюмера" Патрика Зюскинда: там прощают убийцу за волшебный запах, а тут, предателя - за гениальную музыку.
- Добрый вечер. Надеюсь, вы были не против подождать меня 35 лет?
***
И чтобы, больше о нем не вспоминать, главный герой, в конце фильма, начинает читать Кадиш, прощаясь с живым, как с мертвым.