Список литературы на лето для 7 класса включает в себя рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон». Рассказ слишком прост для 12-тилеток, мораль на поверхности: в зависимости от чина собеседника человек меняет свое мнение, поведение. Чехов подсказывает своему читателю и дает своим героям говорящие фамилии: надзиратель Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин, генерал Жигалов. Все просто и на поверхности.
Но меня заинтересовало несколько других рассказов. Интересно, что имел в виду Чехов, когда писал рассказы: он хотел передать то, что считывается на поверхности или уже тогда смотрел глубже, разбирался в психологии. Ведь это только в 21 веке модно ходить к психологам, разбираться в тонкостях человеческой психики.
«Человек в футляре»
Что на поверхности? Жил такой человек: «некий Беликов, учитель греческого языка». Беликов в любую погоду носил темные очки, калоши, пальто с высоким воротником, уши закладывал ватой, спал под пологом и укутывался с головой, все его вещи были в отдельных чехлах. “Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге… Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние…”.
И вот встречает такой Беликов Вареньку Коваленко, не молодую, около тридцати лет, “чернобровая, краснощекая, … не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная…”.
Оба они люди одинокие, общественность давит, их сводят, но Беликов все не решается сделать ей предложение “как бы чего не вышло, надо подумать…”. В итоге у Беликова случился конфликт с братом Вареньки, который спустил нашего человека в футляре с лестницы, а Варенька стояла и смеялась.
После этого Беликов слег и больше не вставал, через месяц умер. Делаем вывод: плохо быть таким узколобым и нерешительным, сам загнал себя в рамки футляра, сам бежал со всех ног от своего счастья, не будьте такими как Беликов.
А как считывается сюжет в 2023 году? Бедный несчастный одинокий Беликов живет с целым набором психических расстройств: аутизм, социофобия, неофобия, гетерофобия, никтофобия и наверное что-то еще. Никто не проявляет к нему сочувствия и не пытается помочь. А женщина, которая ему понравилась, смеется над ним, когда у нее же на глазах Беликова унижают и морально и физически. Жестокий мир и жестокие люди!
«Дом с мезонином»
Рассказ написан от лица художника. Давайте скажем правду – это инфантильный мужичонка-художник, который живет в деревне и занимается ничегонеделанием, «обреченный судьбой на постоянную праздность». Там же он встречает семью Волчаниновых, которая состоит из трех женщин: матери и двух дочерей. Глава их семейства умер, оставив после себя хорошие средства к существованию.
Глава этой семьи – старшая дочь Лидия – настоящая современная феминистка, прогрессивных взглядов, поставившая себе цель помогать простым людям: учит деревенских детей, организует медицинскую помощь, помогает нуждающимся. Не смотря на приданое, Лидия живет только на свою зарплату в 25 рублей и гордится этим. Типичный портрет “созависимого спасателя”, спасающая всех вокруг без их особого согласия.
Мать Екатерина Павловна во всем слушает старшую дочь, восхищается ей. Типичная «жертва» по Карпману, переложившая все свои проблемы и их решение на старшую дочь.
Младшая дочь Женя “не принимала участия в серьезных разговорах”, ее в семье не считают взрослой, называют как в детстве Мисюсь, как могут внушают бедняге, что она никто и ничего из себя не представляет. Еще одна жертва, которую обязан спасти агрессор в виде старшей сестры.
Итак, наш художник в своей праздности начал наведываться к Волчаниновым. Старшая Лида просто не замечает его, почти никогда не обращается к нему и всячески выказывает презрение к его ремеслу. Зато на младшую наш “герой” положил свой глазок, когда она “по-детски касалась меня своим плечом, и я близко видел ее слабую, неразвитую грудь, тонкие плечи, косу…”. Тут на статью УК намечтал наш герой-фантазер.
Через какое-то время все заметнее проявляется конфликт между Лидой и нашим героем-художником. Лида как деятельный человек старается помочь всем чем можем простому народу “Нельзя сидеть сложа руки. … задача культурного человека – служить ближним, и мы пытаемся, как умеем… ” А наш художник оказался идеалистом и утопистом, «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки… служат только порабощению. Весь ужас их (простых людей) положения в том, что им некогда о душе подумать… голод, холод, животный страх, масса труда… загородили им все пути к духовной деятельности».
Младшая Женя-Мисюсь наслушалась этой романтической болтовни и явно воспылала симпатией к герою-утописту. Дальше между ним и Женей разыгрывается сцена в саду и художник, не желая остаться один, внезапно решает, что любит Женю, лезет к ней целоваться и умиляется “как трогательны были ее бледное лицо, тонкая шея, руки…, ее слабость…”. Что? Не по зубам старшенькая оказалась, гораздо проще ухватить слабенькую жертву и заморочить ей голову.
В общем, после этой сцены Лида отправляет в другое поместье маму с младшей сестрой, подальше от этого героя-любовника, который не предпринял ни одной попытки найти Мисюсь и каким-то образом изменить ситуацию. Герою-неудачнику остается только вздыхать и безропотно принять расставание с “любимой”. Слабый, инфантильный, безынициативный человечек. Гораздо проще придумать оправдание своей бездеятельности, чем пойти и сделать хоть что-то.