По итогам прошлого года рынок экосистемных подписок вырос на 24% по сравнению с 2021 г. и составил 58,1 млрд рублей. Об этом сообщается в результата исследования, проведенного компанией J’son & Partners Consulting. Крупнейшей экосистемой с долей рынка 38% стал Яндекс. На втором месте МТС (21%), на третьем - Сбер (18%). Аналогичные позиции компании занимали и в 2021 г., но Яндекс свою долю рынка сохранил, у МТС она снизилась на 3%, у Сбера увеличилась на 1%. Одна из ключевых причин роста рынка увеличение числа экосистемных игроков. Если в 2018 г. это был только Яндекс, то в 2021 г. на рынке присутствовало уже десять игроков. Помимо Яндекса, МТС и Сбера экосистемные подписки пользователям сейчас предлагают VK, Тинькофф, Tele2, Мегафон, Газпромбанк, Ozon и X5.
Общее количество экосистемных подписчиков выросло на 36% до 42,45 млн граждан.
Среднее количество экосистемных подписок на пользователя в России увеличилось с 1,1 в 2021 г. до 1,5 в 2023-м. Хотя бы одну такую подписку на март 2023 г. имеют 53,5% жителей мегаполисов в возрасте 18-55 лет. Тот факт, что рынок в рублях растет не в прямой пропорции к росту базы, связано с наличием в числе подписчиков промо- и акционных пользователей, на долю которых приходится, как правило, 10-20% от всей годовой базы экосистем, отмечается в исследовании. Они учитываются в базах подписчиков, но выручки почти не приносят. Чаще всего подписчики экосистемы пользуются музыкальными сервисами 46,8%, онлайн-кинотеатрами - 46,3%, по 38% у категорий онлайн-покупки и кешбэк за пользование услугами. 34,8% респондентов признались, что их привлекают скидки в магазинах сервиса, 31,6% бесплатное обслуживание банковских карт.
К 2027 г., как прогнозируют аналитики J’son & Partners Consulting, в деньгах рынок экосистемных подписок почти удвоится (вырастет в 1,7 раза) и составит 101,5 млрд руб.
По словам экспертов, рост экосистемных подписок может быть обусловлен несколькими факторами, среди которых увеличение числа интернет-пользователей, развитие индустрии потокового контента (музыка, фильмы, сериалы, видеоигры и т. д.), а также рост числа сервисов и появление новых игроков на рынке, предлагающих пакетные подписки на несколько услуг одновременно, что более выгодно для пользователей. Справка Экосистема (цифровая экосистема) совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого бесшовного интегрированного процесса. Экосистема может включать в себя закрытые и открытые платформы. Предлагаемая экосистемой линейка сервисов удовлетворяет большинство ежедневных потребностей клиента или выстроена вокруг одной или нескольких его базовых потребностей.