Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

«Берегись автомобиля»: как у Эльдара Рязанова из вестерна получился комедийный детектив

Фильм «Берегись автомобиля» стал началом сотрудничества режиссера Эльдара Рязанова с драматургом Эмилем Брагинским. Сценарий был готов в 1963 году, но спустя три года, к началу съемок многое изменилось, в том числе и герои. Из утвержденных изначально осталось трое: Юрий Яковлев, ставший закадровым голосом, Ольга Аросева, сыгравшая невесту главного героя, и «Волга» ГАЗ-21. Существовал ли угонщик Режиссера и драматурга познакомил главный редактор «Мосфильма». Оба в тот момент находились в поисках нового сюжета, пообщались и решили выдумывать вместе. Они остановились на рассказе, услышанном от разных людей, о человеке, который угонял машины у проворовавшихся сограждан и переводил деньги в детские дома. Рязанов и Брагинский хотели лично познакомиться с советским Робин Гудом. Поиски публикаций в газетах и юридические запросы оказались напрасными. Скорее всего, история была легендой. В тандеме царило равноправие. Работали по очереди дома то у одного, то у другого, всегда напротив друг друга:
Оглавление

Фильм «Берегись автомобиля» стал началом сотрудничества режиссера Эльдара Рязанова с драматургом Эмилем Брагинским. Сценарий был готов в 1963 году, но спустя три года, к началу съемок многое изменилось, в том числе и герои. Из утвержденных изначально осталось трое: Юрий Яковлев, ставший закадровым голосом, Ольга Аросева, сыгравшая невесту главного героя, и «Волга» ГАЗ-21.

Существовал ли угонщик

Режиссера и драматурга познакомил главный редактор «Мосфильма». Оба в тот момент находились в поисках нового сюжета, пообщались и решили выдумывать вместе.

Они остановились на рассказе, услышанном от разных людей, о человеке, который угонял машины у проворовавшихся сограждан и переводил деньги в детские дома. Рязанов и Брагинский хотели лично познакомиться с советским Робин Гудом. Поиски публикаций в газетах и юридические запросы оказались напрасными. Скорее всего, история была легендой.

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский

В тандеме царило равноправие. Работали по очереди дома то у одного, то у другого, всегда напротив друг друга: кто успевал, занимал диван, другой садился за печатную машинку. Если в тексте что-то не нравилось, применялось право вето, и конфликты пресекались на корню.

Пять кандидатов на роль Юрия Деточкина

Сначала авторы хотели снимать динамичный «автомобильный вестерн» с погонями и трюками, в котором благородный разбойник лихо совершает подвиги. Но такой сюжет не давал им свободы в создании неоднозначного главного героя, поэтому жанр пришлось поменять на комедийный детектив.

Угонщику придумали «незвонкую» фамилию Деточкин, заурядный внешний вид, идеалистические отношения с невестой. Рязанов писал, что в нем они объединили Дон Кихота, князя Мышкина и персонажа Чаплина, а роль писали специально под Юрия Никулина.

Судьба у картины складывалась нелегко. Сценарий раскритиковал министр культуры: опасался, что сила киноискусства породит угонщиков-подражателей. Нашелся и еще один повод отложить производство: Никулин уезжал на гастроли.

Кинопробы Никулина в "Берегись автомобиля"
Кинопробы Никулина в "Берегись автомобиля"

Однако находчивые авторы не отчаялись, написали повесть, издали ее и предложили киностудии экранизацию, что всегда легче согласовывалось. Картину одобрили.

Главная роль во второй раз ускользнула от Никулина. Теперь актер уезжал за границу. Начались поиски Деточкина. Первым подумали об Иннокентии Смоктуновском. После кинопроб Рязанов безоговорочно поверил в актера, потому что тот был «странен и естествен в одно и то же время».

Однако Смоктуновский отказал, ссылаясь на нездоровье. Снова пошли пробы. Смотрели Леонида Куравлева и Леонида Быкова, но им не хватило странности. Пробовали и Олега Ефремова, но он выглядел как «волк в овечьей шкуре» и был сразу утвержден на роль следователя Максима Подберезовикова. Кстати, он заменил Яковлева, который не смог участвовать в съемках, но стал любимым у зрителей голосом за кадром.

-4

Рязанову ничего не оставалось, как уговорить Смоктуновского. Он пустил в ход все свое обаяние, обещал актеру и лучшие условия, и даже перенести съемки в его родной Петербург. Однако в картине мы увидим лишь один кадр, сделанный там: когда Юрий Деточкин заходит в ворота (наб. Реки Карповка, д. 13), направляясь к следователю с повинной.

По следам угонщика

Зато в фильме легко узнаваемы московские места в центре. Большинство связаны с жизнью спекулянта Димы Семицветова в исполнении Андрея Миронова. Живет он в просторной квартире на Смоленской набережной (д.2а), работает в комиссионном на Сретенке (д.1).

А вот для сцены, где Смоктуновский топит в Москве-реке улики, а потом передумывает, вылавливает шляпу и блокнот с записями «жертв», выбрали набережную у Большого Устьинского моста напротив высотки на Котельнической.

Сегодня в месте с кинематографичным видом из «Берегись автомобиля» можно поселиться. На Космодамианской набережной идет строительство клубного дома deluxe-класса «Космо 4/22» с пентхаусами и открытыми террасами. Больше узнать об этом проекте можно на сайте девелоперской компании «Галс-Девелопмент».

От Космодамианской набережной десять минут пути и до точек, где снимали первый и финальный кадры: Варварки и эстакады у метро «Парк Культуры». Там Деточкин останавливает троллейбус Любы и улыбается ей, пожалуй, самой трогательной улыбкой во всем советском кино.

Также на нашем канале вы можете прочитать:

Где купить квартиру, чтобы она стала родовым гнездом для наследников

Дороги поэтов ведут на Ордынку: где встретились Цветаева и Ахматова

Остоженка или Арбат: куда Михаил Булгаков поселил Мастера и Маргариту